Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Программа работы с несовершеннолетними,
в том числе находящимися в конфликте с законом,
состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав
«Жизненные навыки»
Автор-составитель:
педагог-психолог
отделения профилактики детского
и семейного неблагополучия
Мартынова О.С.
«Жизненные навыки» — это рабочая программа реабилитационной направленности для подростков с дезадаптивным поведением, находящимися в конфликте с законом и состоящими на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Вопросы профилактики правонарушений, последствий бродяжничества, реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и преступников, а также подростков, ставших жертвами преступлений, представляют собой одну из актуальнейших проблем.
Актуальность проблемы определяется также отсутствием достаточного количества программ, направленных на вторичную профилактику дезадаптации и реабилитацию подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В данной программе отражены занятия с подростками в сенсорной комнате, оснащенной необходимым оборудованием. Эти занятия позволяют глубже проникнуть в сферу эмоциональных переживаний, толкнувших подростка на уход от действительности, совершение правонарушения и конфликт с законом; способствует повышению фрустрационной толерантности, снижению тревожности и агрессивности, развитию коммуникабельности.
Цель работы — активизация неспецифических адаптационных реакций организма и достижение эмоционального равновесия и душевной релаксации.
Задачи:
-снятие эмоционального напряжения, психологических и телесных зажимов;
-повышение фрустрационной толерантности;
-снижение тревожности и агрессивности;
-обучение саморегуляции.
Целевая группа:
- Несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Несовершеннолетние правонарушители и преступники.
- Несовершеннолетние, ставшие жертвами преступлений.
Методы работы:
¨ беседа;
¨ наблюдение;
¨ интервьюирование;
¨ индивидуальное консультирование;
¨ индивидуальная психокоррекция;
¨ групповая психокоррекция,
¨ тренинг навыков.
Формы работы:
¨ тренинговые упражнения;
¨ социально-психологический тренинг;
¨ психодиагностика профессиональных склонностей, индивидуальных особенностей;
¨ ролевые и деловые игры;
¨ медитативно-релаксационные упражнения;
¨ упражнения на самопознание;
¨ арттерапия;
¨ психогимнастика;
¨ обучение методам саморегуляции;
¨ аутогенная тренировка;
¨ психокоррекция;
¨ рационально-эмотивная коррекция;
¨ телесно-ориентированная психокоррекция и др.
База сенсорной комнаты, насыщенная оборудованием для сенсорной стимуляции (визуальной, слуховой и моторно-кинестетической), которое позволяет максимально индивидуализировать процесс психологической помощи подростку-реабилитанту.
Психокоррекционная работа проводится одним или двумя ведущими в малых группах по 6–8 человек в форме тренинговых занятий продолжительностью 1–1,5 ч. Эффект такой работы повышается, если воспитанники приходят с сопровождающим их взрослым. Это может быть родитель или воспитатель. Он также участвует в работе группы. Присутствие значимых взрослых позволяет расширить репертуар проблемного для подростка адаптивного поведения.
На первом этапе проводятся первоначальный отбор и индивидуальные встречи с каждым членом долгосрочной группы. Особое внимание уделяется составлению психологического портрета каждого участника, оценке уровня тревожности и выявление депрессии. Оценивается реабилитационный потенциал личности, на основании которых составляются индивидуальные задачи реабилитации и профилактики.
В процессе занятий используется следующее оборудование сенсорной комнаты:
¨ световая пушка,
¨ музыкальное кресло-подушка,
¨ пуф с гранулами,
¨ подушечка детская с гранулами,
¨ набор массажных мячей,
¨ диски СД для релаксации,
¨ тактильная панель двухсторонняя,
¨ цветодинамический светильник,
¨ пучок фибероптический волокон,
¨ панель светозвуковая,
¨ панель интерактивная,
¨ сухой бассейн,
¨ столик на ножках для рисования песком,
¨ набор «Песочная магия»,
¨ световая каскадирующая труба,
¨ полусфера зеркальная,
¨ колесо спецэффектов,
¨ панно «Звездное небо»,
¨ тактильная панель акустическая.
Ожидаемый результат:
¨ Возвращение несовершеннолетнего в образовательную среду и в семью.
¨ Расширение форм конструктивного общения.
¨ Формирование позитивного отношения к жизни и конструктивных моделей поведения у подростков.
¨ Разрешение личностных проблем участников программы — уменьшение уровня тревожности и депрессии, снижение деструктивной агрессии.
Первичная профилактика отказа совершения правонарушений действует тем лучше, чем раньше она начата. Ее цель — недопущение развития рискованного аддиктивного поведения.
При вторичной профилактике отказа совершения правонарушенийпедагог обязан распознать симптомы рискованного поведения и попытаться уменьшить их действие. Другими словами, предотвратить рецидивы после отбывания наказания за совершенные преступления.