Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Программа работы с несовершеннолетними,

в том числе находящимися в конфликте с законом,

состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав

«Жизненные навыки»

Автор-составитель:

педагог-психолог

отделения профилактики детского

и семейного неблагополучия

Мартынова О.С.


 

«Жизненные навыки» — это рабочая программа реабилитационной направленности для подростков с дезадаптивным поведением, находящимися в конфликте с законом и состоящими на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Вопросы профилактики правонарушений, последствий бродяжничества, реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и преступников, а также подростков, ставших жертвами преступлений, представляют собой одну из актуальнейших проблем.

Актуальность проблемы определяется также отсутствием достаточного количества программ, направленных на вторичную профилактику дезадаптации и реабилитацию подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В данной программе отражены занятия с подростками в сенсорной комнате, оснащенной необходимым оборудованием. Эти занятия позволяют глубже проникнуть в сферу эмоциональных переживаний, толкнувших подростка на уход от действительности, совершение правонарушения и конфликт с законом; способствует повышению фрустрационной толерантности, снижению тревожности и агрессивности, развитию коммуникабельности.

Цель работы — активизация неспецифических адаптационных реакций организма и достижение эмоционального равновесия и душевной релаксации.

Задачи:

-снятие эмоционального напряжения, психологических и телесных зажимов;

-повышение фрустрационной толерантности;

-снижение тревожности и агрессивности;

-обучение саморегуляции.

Целевая группа:

- Несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

- Несовершеннолетние правонарушители и преступники.

- Несовершеннолетние, ставшие жертвами преступлений.

Методы работы:

¨                 беседа;

¨                 наблюдение;

¨                 интервьюирование;

¨                 индивидуальное консультирование;

¨                 индивидуальная психокоррекция;

¨                 групповая психокоррекция,

¨                 тренинг навыков.

Формы работы:

¨                 тренинговые упражнения;

¨                 социально-психологический тренинг;

¨                 психодиагностика профессиональных склонностей, индивидуальных особенностей;

¨                 ролевые и деловые игры;

¨                 медитативно-релаксационные упражнения;

¨                 упражнения на самопознание;

¨                 арттерапия;

¨                 психогимнастика;

¨                 обучение методам саморегуляции;

¨                 аутогенная тренировка;

¨                 психокоррекция;

¨                 рационально-эмотивная коррекция;

¨                 телесно-ориентированная психокоррекция и др.

База сенсорной комнаты, насыщенная оборудованием для сенсорной стимуляции (визуальной, слуховой и моторно-кинестетической), которое позволяет максимально индивидуализировать процесс психологической помощи подростку-реабилитанту.

Психокоррекционная работа проводится одним или двумя ведущими в малых группах по 6–8 человек в форме тренинговых занятий продолжительностью 1–1,5 ч. Эффект такой работы повышается, если воспитанники приходят с сопровождающим их взрослым. Это может быть родитель или воспитатель. Он также участвует в работе группы. Присутствие значимых взрослых позволяет расширить репертуар проблемного для подростка адаптивного поведения.

На первом этапе проводятся первоначальный отбор и индивидуальные встречи с каждым членом долгосрочной группы. Особое внимание уделяется составлению психологического портрета каждого участника, оценке уровня тревожности и выявление депрессии. Оценивается реабилитационный потенциал личности, на основании которых составляются индивидуальные задачи реабилитации и профилактики.

В процессе занятий используется следующее оборудование сенсорной комнаты:

¨                 световая пушка,

¨                 музыкальное кресло-подушка,

¨                 пуф с гранулами,

¨                 подушечка детская с гранулами,

¨                 набор массажных мячей,

¨                 диски СД для релаксации,                                                    

¨                 тактильная панель двухсторонняя,

¨                 цветодинамический светильник,

¨                 пучок фибероптический волокон,

¨                 панель светозвуковая,

¨                 панель интерактивная,

¨                 сухой бассейн,

¨                 столик на ножках для рисования песком,

¨                 набор «Песочная магия»,

¨                 световая каскадирующая труба,

¨                 полусфера зеркальная,

¨                 колесо спецэффектов,

¨                 панно «Звездное небо»,

¨                 тактильная панель акустическая.

Ожидаемый результат:

¨                 Возвращение несовершеннолетнего в образовательную среду и в семью.

¨                 Расширение форм конструктивного общения.

¨                 Формирование позитивного отношения к жизни и конструктивных моделей поведения у подростков.

¨                 Разрешение личностных проблем участников программы — уменьшение уровня тревожности и депрессии, снижение деструктивной агрессии.

Первичная профилактика отказа совершения правонарушений действует тем лучше, чем раньше она начата. Ее цель — недопущение развития рискованного аддиктивного поведения.

При вторичной профилактике отказа совершения правонарушенийпедагог обязан распознать симптомы рискованного поведения и попытаться уменьшить их действие. Другими словами, предотвратить рецидивы после отбывания наказания за совершенные преступления.