Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Коррекционно – развивающая психологическая
программа для несовершеннолетних
«Хочу, могу, умею…»
Разработал: Е.П.Прохорова
заведующий отделением диагностики и
медико-психологической реабилитации,
педагог - психолог
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с фактами насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними. Исторически так сложилось, что независимо от государства, его политического строя, его экономического и идеологического развития, имелись и имеют место быть разнообразные проявления жестокого обращения с детьми. Это достаточно распространенное явление в социальном развитии общества и является актуальной социальной проблемой, которую необходимо решать на всех уровнях власти.
Говоря о жестоком обращении, мы подразумеваем действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого может не только причиняться вред физическому и психическому здоровью, но и создаются условия, мешающие оптимальному физическому и/или психическому развитию, возникает угроза для его жизни, ущемляются его права и обязанности.
Нарушения, возникающие вследствие жестокого обращения, влияют на дальнейшую жизнь ребенка: на развитие познавательной, эмоционально–волевой и др. сфер деятельности, а также, на соматическое здоровье, все это влечет стойкие изменения в развитие личности, появлению нежелательного поведения и препятствует полноценному развитию и социализации ребенка в обществе. Например, (дети, родители, которых постоянно наказывающие их за плохие отметки часто вырастают неуверенными в себе, со сниженной познавательной активностью, тревожными, и как следствие, проявляют агрессию в воспитании своих детей).
Психотравмы, полученные в детстве, приводят к психосоматике, нарушению в развитии различных сфер личности (когнитивная, коммуникативная и т.д.), отклонению в поведении ребенка и социализации его в обществе.
Данная программа отражает самостоятельную систему мероприятий психологической помощи детям и подросткам, испытавших насилие и попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: Улучшение эмоционального состояния и коррекция отклонений в поведении.
Задачи:
Целевая группа программы: несовершеннолетние от 7 до 18 лет, испытавшие насилие, жестокое обращение или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Условие реализации программы:
Содержание программы.
Программа состоит из 3-х блоков:
Психотерапия проводиться в индивидуальной и групповой формах,с использованием разных методов игротерапии, арт-терапии, песочной терапии, релаксационных занятий и других психотерапевтических технологий. При проведении групповой работы с детьми, пережившими насилие, необходимо работать с закрытыми группами.
Структура занятия состоит из 3 частей:
Необходимые требования к занятиям:
Блок 1. Релаксационный
Цель: Диагностика и улучшение эмоционального состояния.
Задачи:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в сенсорной комнате и предполагают индивидуальную и групповую форму работу.
На занятиях используются комплексы релаксационных упражнений для мышц рук, ног, корпуса, головы, мимических мышц лица, релаксационные сеансы.
Блок 2. Познай себя. Тренинг «Планета внутри меня».
Цель: Диагностика и коррекция личностных качеств несовершеннолетнего, личностный рост.
Задачи:
Занятия проводятся 2 раза в неделю в кабинете психолога, предполагают индивидуальную форму работы.
Блок 3. Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?».
Цель: Повышение уровня коммуникативной компетенции несовершеннолетних.
Задачи:
Занятия проходят 1 раз в неделю в актовом зале или в кабинете психолога, предполагают групповую форму работы.
Тематический план.
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
Блок 1. Релаксационный | |||
«Знакомство» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
«Волшебные шары и звездное небо» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
«Клад» | 1 | Микрогруппа | |
«Водопад света» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
«Храм тишины» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
«Картина художника» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
«Маяк» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
«Лесная прогулка» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
«Сказочное путешествие | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
Итоговое занятие | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа | |
Блок 2. Познай себя. Тренинг «Планета внутри меня». | |||
Диагностика особенностей развития личности | 4 |
Индивидуальная форма (Первичная, динамика, заключительная) |
|
«Загадочный мир эмоций» | 5 | Индивидуальная форма | |
«Метафорический портрет в разных образах» | 5 |
Индивидуальная форма |
|
«В стране сказок» | 5 | Индивидуальная форма | |
«Удивительное путешествие» | 4 |
Индивидуальная форма |
|
Итоговое занятие «подарок на память» | 1 |
Индивидуальная форма |
|
Блок 3. Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?». | |||
«Знакомство» | 1 | Групповая форма. | |
«Золотые слова» | 1 | Групповая форма. | |
«Сказочная страна» | 1 | Групповая форма. | |
«Фантастический город» | 1 | Групповая форма. | |
«Коллаж» | 1 | Групповая форма. | |
«Язык жестов или что думает другой?» | 1 | Групповая форма. | |
«Общение без слов» | 1 | Групповая форма. | |
«Как избежать конфликта» | 1 | Групповая форма. | |
«Все под контролем» | 1 | Групповая форма. | |
«Как расположить к себе людей?» | 1 | Групповая форма. | |
Итоговое занятие «Пожелание» | 1 | Групповая форма. |
Оценка эффективности и ожидаемые результаты программы.
В процессе реализации программы ожидается нормализация эмоционального состояния несовершеннолетнего, коррекция отклонений в поведении, снижение числа конфликтов, улучшение социализации в обществе.
Оценка эффективности заключает в себе:
№ | Наименование показателя особенностей развития личности несовершеннолетнего | Первичные данные | Динамика | Заключительные данные | Результативность |
Используемая литература.