Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Коррекционно – развивающая психологическая

программа для несовершеннолетних

«Хочу, могу, умею…»

 

 

 

Разработал: Е.П.Прохорова

заведующий отделением диагностики и

медико-психологической реабилитации,

 педагог - психолог


 

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с фактами насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними. Исторически так сложилось, что независимо от государства, его политического строя, его экономического и идеологического развития, имелись и имеют место быть разнообразные проявления жестокого обращения с детьми. Это достаточно распространенное явление в социальном развитии общества и является актуальной социальной проблемой, которую необходимо решать на всех уровнях власти.

Говоря о жестоком обращении, мы подразумеваем действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого может не только причиняться вред физическому и психическому здоровью, но и создаются условия, мешающие оптимальному физическому и/или психическому развитию, возникает угроза для его жизни, ущемляются его права и обязанности.

Нарушения, возникающие вследствие жестокого обращения, влияют на дальнейшую жизнь ребенка: на развитие познавательной, эмоционально–волевой и др. сфер деятельности, а также, на соматическое здоровье, все это влечет стойкие изменения в развитие личности, появлению нежелательного поведения и препятствует полноценному развитию и социализации ребенка в обществе. Например, (дети, родители, которых постоянно наказывающие их за плохие отметки часто вырастают неуверенными в себе, со сниженной познавательной активностью, тревожными, и как следствие, проявляют агрессию в воспитании своих детей).

Психотравмы, полученные в детстве, приводят к психосоматике, нарушению в развитии различных сфер личности (когнитивная, коммуникативная и т.д.), отклонению в поведении ребенка и социализации его в обществе.

Данная программа  отражает самостоятельную систему мероприятий  психологической помощи детям и подросткам, испытавших насилие и попавших в трудную жизненную ситуацию.

Цель: Улучшение эмоционального состояния и коррекция отклонений в поведении.

Задачи:

  1. Нормализация эмоционального состояния
  2. Формирование позитивной «Я-концепции» ребенка, пострадавшего от насилия и попавшего в трудную жизненную ситуацию.
  3. Формирование способности к осознанию чувств, мыслей, поведения у несовершеннолетнего.
  4. Восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о себе.
  5. Формирование способности к самопринятию.
  6. Развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка.
  7. Развитие способности к самостоятельному принятию решений.
  8. Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, коррекция отклонения от норм поведении.
  9. Обеспечение социально-психологического сопровождения группы и каждого ребёнка в отдельности.

Целевая группа программы: несовершеннолетние от 7 до 18 лет, испытавшие насилие, жестокое обращение или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Условие реализации программы:

  1. Место проведения основных мероприятий программы: ГБУ КО СРЦ «Детство».
  2. Кадровое обеспечение: педагог – психолог ГБУ КО СРЦ «Детство».
  3. Сроки реализации программы: программа реализуется в течение 3 месяцев с периодичностью 3 раза в неделю для каждой возрастной группы.
  4. Количество участников: 30 человек (2 возрастные подгруппы: 7-11 лет, 12-18 лет).
  5. Необходимые помещения, оборудование, инструментарий:
  • специально оборудованные кабинеты (кабинет психолога, сенсорная комната),  актовый зал.
  • Фото –, аудио- и видеоаппаратура, канцелярские товары, фильмотека и музыкальные диски, аромамасло, игрушки.
  • Тесты, опросники для диагностики личности несовершеннолетних.
  1. Финансовое обеспечение программы осуществляется из средств областного бюджета.

Содержание программы.

Программа состоит из 3-х блоков:

  1. Релаксационный блок включает в себя 10 занятий.
  2. Блок «Познай себя»  предполагает проведение тренинга «Планета внутри меня» состоящего из 24 занятий.
  3. Третий блок - Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?» состоящего из 12 занятий. 

Психотерапия проводиться в индивидуальной и групповой формах,с использованием разных методов игротерапии, арт-терапии, песочной терапии, релаксационных занятий и других психотерапевтических технологий. При проведении групповой работы с детьми, пережившими насилие, необходимо работать с закрытыми группами.

Структура занятия состоит из 3 частей:

  1. Вводная  часть («Разогрев», настрой группы на работу)
  2.  Основная часть (центральная, где решается основная цель занятия)
  3.  Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов занятия)

Необходимые требования к занятиям:

  1. Создавать условия готовности работы в группе.
  2. Оказывать помощь и психологическую поддержку участникам группы в преодолении эмоциональных, коммуникативных и поведенческих проблем.
  3. Создавать условия для самопознания, самораскрытия и личностного роста участников группы.
  4. Создавать условия роста познавательной активности участников группы.

Блок 1. Релаксационный

Цель: Диагностика и улучшение эмоционального состояния.

Задачи:

  1. Диагностирование эмоционального состояния несовершеннолетнего.
  2. Нормализация эмоционального состояния несовершеннолетнего.
  3. Обучение приемам осознания и конструктивным способам выражения своих эмоции и чувств.
  4. Обучение приемам регуляции эмоциональных состояний.
  5. Корректировка психоэмоционального напряжения и нежелательного поведения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в сенсорной комнате и предполагают  индивидуальную и групповую форму работу.

На занятиях используются комплексы релаксационных упражнений для мышц рук, ног, корпуса, головы, мимических мышц лица, релаксационные сеансы.

Блок 2. Познай себя. Тренинг «Планета внутри меня».

Цель: Диагностика и коррекция личностных качеств несовершеннолетнего, личностный рост.

Задачи:

  1. Определение личностного потенциала  несовершеннолетнего.
  2. Корректировка нежелательных особенностей личности несовершеннолетнего.
  3. Создание условий для раскрытия личностного потенциала.
  4. Обучение приемам самопознания и самосовершенствования несовершеннолетнего.
  5. Развитие способностей к самопониманию и принятию своего «Я».

Занятия проводятся 2 раза в неделю в кабинете психолога, предполагают индивидуальную форму работы.

Блок 3. Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?».

Цель: Повышение уровня коммуникативной компетенции несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Формирование умению слышать – слушать – говорить.
  2. Обучение приемам самопознания себя как субъекта межличностного взаимодействия.
  3. Развитие навыков эффективного общения и умения сотрудничать.
  4. Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости.
  5. Воспитание культуры общения и поведения, принятого  в обществе.

Занятия проходят 1 раз в неделю в актовом зале или в кабинете психолога, предполагают групповую форму работы.


 

Тематический план.

Тема занятия Количество часов Форма проведения
Блок 1. Релаксационный
  «Знакомство» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Волшебные шары и звездное небо» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Клад» 1  Микрогруппа
  «Водопад света» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Храм тишины» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Картина художника» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Маяк» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Лесная прогулка» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Сказочное путешествие 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  Итоговое занятие 1 Индивидуальная форма/микрогруппа
Блок 2. Познай себя. Тренинг «Планета внутри меня».
  Диагностика особенностей развития личности 4

Индивидуальная форма

(Первичная, динамика,  заключительная)

  «Загадочный мир эмоций» 5 Индивидуальная форма
  «Метафорический портрет в разных образах» 5

Индивидуальная форма

  «В стране сказок» 5 Индивидуальная форма
  «Удивительное путешествие» 4

Индивидуальная форма

  Итоговое занятие «подарок на память» 1

Индивидуальная форма

Блок 3. Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?».
  «Знакомство» 1 Групповая форма.
  «Золотые слова» 1 Групповая форма.
  «Сказочная страна» 1 Групповая форма.
  «Фантастический город» 1 Групповая форма.
  «Коллаж» 1 Групповая форма.
  «Язык жестов или что думает другой?» 1 Групповая форма.
  «Общение без слов» 1 Групповая форма.
  «Как избежать конфликта» 1 Групповая форма.
  «Все под контролем» 1 Групповая форма.
  «Как расположить к себе людей?» 1 Групповая форма.
  Итоговое занятие «Пожелание» 1 Групповая форма.


 

Оценка эффективности и ожидаемые результаты программы.

В процессе реализации программы ожидается нормализация эмоционального состояния несовершеннолетнего, коррекция отклонений в поведении, снижение числа конфликтов, улучшение социализации в обществе.

Оценка эффективности заключает в себе:

  1. Комплекс диагностических методик соответственно возрасту несовершеннолетнего.
  2. Наблюдение за эмоциональным состоянием и поведением несовершеннолетнего в разные режимные моменты.
  3. Опросы воспитателей и педагогов о поведении и психическом самочувствии несовершеннолетнего.
  4. Сравнительный анализ результатов.
Наименование показателя особенностей развития личности несовершеннолетнего Первичные данные Динамика Заключительные данные Результативность
           

Используемая литература.

  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М., 2007.
  2. Грецов А.Г. Тренинг общения с подростками. – СПб., 2005.
  3. Герцов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе. – СПб., 2006.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость. – СПб., 1996.
  5. Лидерс А.Г. психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2000.
  7. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург . 1997.
  8. Руководство практического психолога под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
  9. Аллан Пиз. Язык жестов. – НПО «МОДЭК» . Перевод  с английского., 1992.
  10.  Корнелиус Х.,  Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М. СТРИНГЕР.,  1992.
  11.  Игры – обучение, тренинг, досуг под ред. В.В. Петрусинского. – М. «Новая школа».,  1994.
  12.  Васильева Т.Г., Крупина  Е.В. Мудрость в притчах  и иносказаниях. – М.: Амрита – Русь, 2001.
  13. Толстой Л.Н. Притчи, сказки, афоризмы. – М.: Амрита – Русь,  2007.
  14.  Психологические тесты под ред. А.А. Карелина. – М «ВАЛДОС – ПРЕСС», 2007.