Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Профилактика и коррекция психосоматических расстройств у несовершеннолетних,

испытавших жестокое обращение или насилие.

 

 Проблема сохранения и укрепления здоровья в настоящее время приобретает особую значимость. Специалисты ЮНЕСКО и всемирной организации здравоохранения в 1992 - 93 году исследовали проблему жизнеспособности наций и государств. Жизнеспособность России оценили в 1,4 балла по 5-ти бальной шкале. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны. По статистике за последнее время, все меньше процент детей рождаются здоровыми. Очень много неблагоприятных факторов влияют на состояние здоровья: протекание беременности и роды; наследственность и перенесенные заболевания;  экология; материальное и социальное благополучие семьи, в которой растет и развивается ребенок; среда обитания; социальное окружение…

 Существует тесная взаимосвязь психических  и физических состояний человека. Еще в Древней Греции была замечена связь духовного и телесного.    

 Соматические заболевания, обусловленные психогенными факторами, называют «соматоформными расстройствами». Впрочем, в медицине исследуется также и влияние соматических болезней на психику человека.

 Психосоматические заболевания — это заболевания, причинами которых в большей мере являются психические процессы, протекающие у клиента, чем непосредственно какие-либо физиологические причины.

 Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая.

 Психосоматика (от древнегреческого «психо» (ψυχη) – душа и «сома» (σϖμα) – тело) – преобразование психологического конфликта в физические (телесные) симптомы.

 В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности и тем или иным соматическим заболеванием.

 Термин «психосоматика» ввел в XIX веке немецкий психиатр Иоганн Христиан Август Хайнрот. Он впервые отметил влияние душевного состояния на течение болезни.

 Существует и другая не менее значимая и интересная связь. Это влияние хронических болезней на психику. Это нашло отражение в классической медицине: «В здоровом теле – здоровый дух».

 Большинство заболеваний можно отнести к категории психосоматических, связанных с длительным эмоциональным, нервным напряжением,  возникающих при столкновении  с трудностями в жизни. Человек сам выбирает себе болезнь, которая становится для него специфическим способом выживания. В статье «Болезнь, помогающая выжить»,  в журнале «Наука и жизнь» № 7, 2000г. говорится: «Человек в своих поступках и действиях приходит к болезни, причем он это не осознает. Болезнь раскрепощает человеческую психику, снимает излишне жесткий контроль над поступками, иногда освобождает от страха. Болезнь может быть обращена к себе или быть попыткой воздействия на других людей. Она может выступать как защита и как самонаказание за действительные и воображаемые поступки. Например, головные и сердечные боли могут скрывать конфликт с каким-либо человеком, противоречивые желания».

 Клинические наблюдения говорят, что спектр возможных изменений психики достаточно широк:

 1. Негативные эмоциональные реакций (страх, депрессия, тревога, раздражительность…), которые появляются на разных стадиях течения болезни.

 2. Астенические и невротические состояния, развивающиеся на фоне болезни.

 3. Переживания, вызванные последствиями болезни, изменением трудоспособности, семейного положения, социального статуса больного человека.

 4. Стойкие изменения, иногда трудно - преодолимые перестройки всей личности больного, проявляющиеся в формировании в условиях болезни аномальных и эгоцентрических установок, защитных и компенсаторных личностных образований, изменении жизненной направленности и самосознания больного.

 Бессознательное может напрямую «высказываться» через телесные проявления (психосоматические симптомы).

 Например, человек «не хочет этого видеть» – и у него падает зрение, или он «не может это слышать» – и у него ухудшается слух...

 Причиной болезни могут также стать «замороженные» в теле, не выраженные и не проработанные эмоции, которые постепенно превращаются в разрушительную силу, вызывая недуг.

 В рамках психосоматики исследовались и исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием.

 Наиболее изучены психологические факторы следующих заболеваний и симптомов: бронхиальная астма, синдром раздраженной толстой кишки, головная боль из-за напряжения, головокружения, вегетативные расстройства типа панических атак (часто называемые «вегетососудистой дистонией»).

 В проблеме психосоматических взаимоотношений выделяются 2 аспекта:

  1. Влияние психических факторов на соматическую сферу человека;

    2.    Влияние соматических факторов на психику человека.

 Соматическое и психическое, хотя и являются качественно различными явлениями, но реально представляют собой лишь различные стороны единство процессов жизнедеятельности конкретного человека.

 Ряд вопросов, которые возникали при изучении  данной проблемы:

  1. Триггерный (пусковой) механизм патологического процесса и начальная стадия развития заболевания.
  2. Почему один и тот же сверх сильный раздражитель у одного человека вызывает ответную эмоциональную реакцию и комплекс вегето–висцеральных сдвигов, у других людей эти сдвиги вообще отсутствуют. То есть один раздражитель в одних и тех же условиях воздействует на разных людей по-разному.
  3. Почему схожая психическая травма у одних вызывает разные заболевания: сердечно-сосудистой системы, эндокринной, пищеварительной, дыхательной …

 Психологические факторы, ведущие к соматическому заболеванию, имеют специфическую природу.

  1. Определяются установками больного как к окружающему, так и к самому себе.
  2. Подавленные тенденции вызывают хроническую дисфункцию внутренних органов.
  3. Специфичность развития личности больного.

 Причины психосоматических реакций

 По классификации психолога Лесли Ле Крона, причинами психосоматических реакций могут выступать:

  1. Конфликт — к образованию психосоматического симптома может приводить внутренний конфликт между различными частями личности. Обычно одна из этих частей осознана, другая скрыта в бессознательном.

 Борьба между двумя противоположными желаниями или тенденциями может приводить к условной победе одной из частей. Но тогда вторая часть начинает «партизанскую войну», признаком которой и могут стать психосоматические симптомы.

 2.  Язык тела — в некоторых ситуациях тело физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено одной из образных фраз.

 Например, «это одна сплошная головная боль», «я его не перевариваю», «из-за этого у меня сердце не на месте», «у меня связаны руки».  Тогда болит определенный орган, сложно дышать, возникают мигрени, нарушается работа желудочно-кишечного тракта и так далее.

3. Мотивация или условная выгода — к этой категории относятся проблемы со здоровьем, которые приносят определенную условную выгоду их обладателю.

 Образование симптома происходит на бессознательном уровне, это не обман и не симуляция. Симптом реален. Но он «обслуживает» какую-то определенную цель.

 4. Опыт прошлого — причиной болезни может стать травматический опыт прошлого, чаще — тяжелый детский опыт. Это может быть какой-либо эпизод, либо длительное воздействие, которое, хоть и произошло давно, но продолжает эмоционально влиять на человека в настоящем. Этот опыт как бы отпечатывается в теле. И ждет, когда найдется способ его переработать.

5. Идентификация – физический симптом,  может образоваться вследствие идентификации себя с человеком, имеющий подобный симптом или заболевание. Как правило, это происходит при сильной эмоциональной привязанности к этому человеку. Часто этот человек может умереть, умирает или уже умер. То есть страх его потерять и потеря фактически уже случилась.

6. Внушение — симптомы могут возникать посредством внушения. Это происходит, когда идея о собственной болезни принимается человеком на бессознательном уровне автоматически, то есть без критики.  

Вольно или невольно внушить симптом могут люди, обладающие большим авторитетом или случайно оказавшиеся рядом в момент особого эмоционального накала.

 Самонаказание — в некоторых случаях психосоматический симптом выполняет роль бессознательного самонаказания. Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, которая мучает человека. Самонаказание облегчает переживание вины, но осложнить жизнь.

 Также, причины кроются в индивидуальных различиях реагирования на раздражитель, то есть в защитных механизмах, «силы Я».

 «Сила Я» - это способность контроля напряженных, стремящихся к реализации установок. «Сила Я» характеризует степень управляемости,  регуляции поведения.

 «Психологическая защита» - это форма проявления активности «Силы Я», специфическое преобразование установок,  которое возникает вслед за психической травмой и направлено на нейтрализацию тягостных эмоциональных переживаний, в результате чего последствия психической травмы утрачивают значимость для субъекта, а вместе с тем и свое паталогическое влияние.

 Например, артроз сустава пальца возник после того, как человек набирал номер телефона, ожидая неприятного разговора.

 Существуют сходства личностных профилей больных с одинаковыми заболеваниями. Например: «язвенная личность», «коронарная личность»….

 Основными факторами, имеющими наибольшее значение в комплексном подходе реабилитационной работе,  является изучение защитных и компенсаторных возможностей человека, т.к. его отношение и реакции во многом зависят от установок и мотивов, рефлексии и поисковой активностью.

 С низким уровнем рефлексии и поисковой активностью организм хуже подготавливается к трудностям и быстрее отказывается от поиска выхода из ситуации.

 Критерии благоприятного состояния психики, т.е. психического здоровья:

  1. Положительное эмоциональное состояние в школе,  дома,  в обществе.
  2. Уровень умственной работоспособности

    Здесь надо учитывать биологические кризисы, которые влекут изменения в психике и переломные моменты в социализации

Что нужно знать при работе с клиентом:

  1. Выявление причины временной нетрудоспособности или заболевания

Приведем несколько примеров проявления психологических проблем в соматическом здоровье.

Нервозность – страх, беспокойство, суета, неверие в жизнь.

Нервный срыв – эгоизм, неумение общаться.

Заболевание мышц  - сопротивление всему новому.

Ушибы ног -  нет четкой цели, нет четкого пути.

Травмы рук – вина или обвинение.

Низкое а/д – неверие в свои силы.

Высокое а/д  - под прессингом душевных проблем.

Желочно – каменная болезнь – тяжелые мысли или от большой гордости.

Желудочно – кишечные заболевания – боязнь всего нового.

Головные боли  - недооценка себя, самокритика, страх.

  1. Способность личности к сопротивлению стрессу.
  2. Склонность к агрессивному поведению
  3. Степень личностной тревожности.
  4. Наличие депрессивных состояний.
  5. Эмоциональная неустойчивость личности.

Создание благоприятных условий способствует охране и укреплению здоровья, к повышению защитных свойств организма и его сопротивляемости болезням и включает в себя:

  1. Обязательное требование САНПИна (освещенность, соблюдение личной гигиены, режим дня, распределение нагрузок, сбалансированное питание…)
  2. Личностно – ориентированный подход и возрастные особенности (кризисы возраста)
  3. Учет биологических и социальных кризисов
  4. Оптимальный двигательный режим с учетом потребности растущего организма.
  5. Создание возникновения положительных эмоций и ситуации успеха.
  6. Доверительные отношения, забота, безопасность.

На занятиях рекомендуется использовать фоном музыку.

 Рассмотрим  примеры воздействия некоторых инструментов на психику.

  • Звук трубы улучшает слух, снижает головные боли.
  • Лира снижает эмоциональное напряжение.
  • Флейта нормализует эмоциональное состояние.
  • Скрипка и кларнет нормализует сердечно-сосудистую деятельность.
  • Воздействие мелодичной спокойной музыки обеспечивает седативный эффект.
  • Ритмичная, быстрая музыка тонизирует, улучшает мозговое кровообращение.
  • Сильные звуки могут вызвать стресс, отсюда блокировка химических веществ, в том числе гормонов. Может вызвать потерю ориентации, нарушение регулирования поведения.

                           

    Реабилитационная работа включает в себя индивидуальные и групповые занятия. Подробнее остановимся на  групповых занятиях. Какие важные моменты необходимо учитывать при планировании и построении занятий.

Групповые занятия – организация специального взаимодействия, которое позволяет: развивать и корректировать особенности развития личности и поведения; приобретать ЗУН в процессе общения и выполнения упражнений; осознавать свои чувства и действия.

 При построении занятий учитывается: возраст и общая проблема. Может проводиться работа в парах,микрогруппах ( 3 человека), от 3 до 12 человек.

 Время работы с группой.
Время и количество занятий, а также скорость продвижения и освоения тем, зависит от 
готовности участников, возрастных особенностей,
от «продвинутости» группы, умений тренера.

 Эффективность группового занятия зависит от работоспособности.

 Продолжительность

  • 3 – 5 лет – 20  - 25 мин.

  • 5 – 6 лет – 25 -30 мин.

  • 6 – 8 лет – 30 – 40 мин.

  • 8 – 10 лет – 40 - 45 мин.

  • 10 – 16 лет 45 – 60 мин.

    Принципы, на которых основываются занятия:

    1.Не навреди.

    2. Здесь  и сейчас.

    3. Добровольности.

    4. Систематичности.

    5. Логичности (преемственность).

    6. От простого к сложному.

    Структура занятия состоит из 3 частей.

  1. Вводная часть («Разогрев», настрой)
  2. Основная часть (центральная)
  3. Заключительная (рефлексия)

Вводная часть  - переключение внимания  с внешнего мира на внутренний, настрой на работу, повышение готовности к восприятию и совместной работе
(Приветствие, ритуалы)

Центральная часть – решение основных задач или проблем.
Заключительная часть – рефлексия, обсуждение (настроение, что понравилось, что получилось, где и когда эти знания можно использовать в жизни)

Вводная часть состоит:
приветствие, опрос самочувствия участников, разминка, тема занятия.
Основная часть: каждое упражнение содержит рефлексию
Заключительная часть: рефлексия и опрос самочувствия участников, подведение итогов, прощание.

Специфика занятия:

1. Возраст определяет выбор используемых методов, подбор упражнений, количество, содержание их (инструкцию), наличие рефлексии и время.

2. Актуальность упражнений, интерес к выполнению их основывается на жизненном опыте, проблемах участников и ЗУН.

Важно помнить,  что:

От 3 до 9 лет – игровые методы.
С 9 лет – обсуждение заданий.
Подростки – обсуждение и дискуссионные методы.
С 13 – 14 лет важно межполовое общение.

Виды групп.

Однородные и неоднородные.

  1. Открытые и закрытые.
  2. Краткосрочные и длительные.

Однородные группы лучше для работы с конкретными проблемами и ситуациями.
Неоднородные группы лучше для коррекции поведения и личностных особенностей.

Показания и противопоказания для занятий в группах.

  1. Показания зависят от типа группы и методов.
  2. Противопоказания составляют – низкий интеллект, психические расстройства (психозы, психопатия, аутизм, эпилепсия…), осторожно включать с физическими недостатками, повышенная агрессия, застенчивость, гиперактивность.

 На групповых занятиях используются такие методы,  как:

  1. Ролевые игры.
  2. Психогимнастические.
  3. Коммуникативные игры.
  4. Терапевтические метафоры.
  5. Методы релаксации.
  6. Песочная терапия.

    Критерии эффективности занятия:

  1. 1.Учет уровня эмоционального включения.
  2. 2.Учет положительной динамики.
  3. 3.Снижение уровня негативных факторов.
  4. 4.Учет достижений в ЗУН (объем знаний, умений, навыков).
  5. 5.Разрешение проблемы.

 Ниже приведем пример релаксационного занятия для несовершеннолетних от 7 до 17 лет.

 Тема: «Мир эмоций».

 Цель: Нормализация эмоционального состояния.

 Задачи:

  • Обучать способам самоконтроля эмоций и поведения.

  • Развивать способность к самопониманию и принятию своего «Я».

  • Развивать умение четко выполнять инструкцию.

  • Развивать умение слушать и слышать другого.

  • Воспитывать культуру поведения.

  1. Приветствие, тема и цель занятия. Настрой на работу.

 Упражнение «Надувная кукла». Разогрев группы.

 Цель: снятие мышечного напряжения.

 Из группы выбирается ведущий, он играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят, голова опущена, руки висят вдоль тела. С каждым движением «насоса», «резиновая кукла» начинает «надуваться»: участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и, в конце концов, встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением («ш-ш-ш») расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру повторяют несколько раз.

 Рефлексия.

  1. Основная часть. Упражнение «Поплавок в океане»

Цель:  снижение внутреннего напряжения и формирование умения контролировать свои эмоции.

 Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны…Большая волна может на некоторое время накрывать вас, но вы вновь выныриваете на поверхность…Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания…Ощутите движение волны…тепло солнца…капли дождя…подушку моря под вами, поддерживающую вас…Посмотрите, какие ещё ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.

 Рефлексия.

 Упражнение «Храм тишины». Использование релаксационной музыки.

 Цель: нормализация эмоционального самочувствия. (Желательно выполнять его лежа).

 Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой…Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры…Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны…Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум…гудят автомобили, визжат тормоза…Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины  магазинов…булочную…цветочный магазин…Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо?... Вы подойдете и поприветствуете этого человека? Или пройдете мимо?... Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной деловой улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Рассмотрите его. Большая вывеска гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм – место, где неслышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь полной и глубокой тишиной. Побудьте в нем столько, сколько вам хочется.

 Когда вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как вы себя чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к Храму тишины, чтобы вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда.

 Рефлексия: Какие ощущения, настроение после выполнения упражнения?

 Что нового вы узнали при выполнении этого упражнения?

 Из того что вы узнали, можно ли что-то использовать в жизни?

Итог занятия.

Арт-терапевтические методы в диагностических и коррекционных занятиях для детей.

Арт-терапия и детская психология - отличная пара! Арт-терапия в работе с детьми широко применяется по всему миру благодаря своей творческой форме и высокой эффективности. 

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия - это увлекательный, эффективный и не слишком затратный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения.

 Основная Цель – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

 Основной механизм коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. (Баланс между сознательным и бессознательным «Я»).

 Важнейшая техника – техника активного воображения.

 Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств.

 Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения.

 Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Способ коррекции и развития «Я».

Основные моменты в работе над психологическими проблемами и трудностями.

  1. Установить доверительные отношения между психологом и клиентом.
  2. Получить материал для интерпретации и диагностического заключения.
  3. Проработать подавляемые мысли и чувства.
  4. Облегчить процесс исцеления.

    Осложнения,  которые могут возникнуть в ходе арт-терапии:

  • Ослабление контакта с реальностью;

  • Снижение критичности восприятия

  • Психоз (изменение восприятия самого себя)

  • Эстетическое вздутие – восприятие себя как  одаренного

  • Бессознательное реагирование

  • Этические нарушения – клиент начинает помогать терапевту работать с проблемами других.

    Поэтому важно структурировать занятия, четко проговаривать договор. Продолжительность занятия – 30 до 45минут.

    Арт – терапия применяется в сказкотерапии,  игротерапии, лепке,  рисовании,  песочной терапии….

    Рассмотрим подробнее метод песочной терапии.

 Техники песочной терапии в коррекции и развитии ребенка.

 Начало песочной терапии как игрового подхода в работе с детьми описано в наблюдениях известного писателя-фантаста Герберта Уэллса за своими детьми. В книге "Игры на полу" ("Floor Games", 1911) Уэллс описал, как его маленькие сыновья, играя с миниатюрными фигурками, помогают себе справляться с проблемами, возникающими в общении друг с другом и с остальными членами семьи. Английский психолог Маргарет Ловенфельд, основательница Лондонского Института детской психологии продолжила развивать данный метод. Познакомившись с этой книгой, решила соединить фигурки с песком и водой. Дети, с которыми она работала, быстро освоив новый вид игры, сразу же стали переносить фигурки в песочницу и строить в ней то, что они называли "Мой мир". Таким образом, именно дети дали название новой методике работы "Техника Мира".

В конце 50-х годов XX века швейцарский юнгианский аналитик, детский психотерапевт Дора Калфф, ученица К.Г.Юнга, соединила опыт Ловенфельд с юнгианским направлением и стала родоначальницей юнгианской песочной терапии (Sandplay) как отдельного психотерапевтического направления.

Песочная терапия один из методов, с помощью которого можно не только диагностировать: развитие личности (различные сферы), взаимоотношения в семье, распределение ролей, поведение,  предпочтения…, но и корректировать и развивать как различные аспекты личности, так и поведение, нормализовать эмоциональное состояние ребенка,  помочь социализироваться ребенку в обществе. Это очень дешевый метод и в тоже время эффективный в работе психолога. У всех у нас есть своя картина мира,  которая формируется с детства. Именно песочная терапия – метод, который позволяет гармонизировать ее,  убрать внутренние конфликты, расширить представления о ней, о нравственных понятиях и т.д., т.е. оказатьпсихологическую помощь.

Почему? Песок это та игра, в которую играют дети с ранних лет,  в него играло не одно поколение. Песок помогает осознать окружающий мир в его многообразии и понять себя через образы, через ощущения. Своего рода построить мостик между внутренним и внешним миром. Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать легче и не так болезненно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

 Основная цельпесочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

 Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание

 Задачи песочной терапии:

 -  Развить  позитивную Я-концепцию;
-  Стать более ответственным в своих действиях и поступках,  контролировать свое поведение;
-  Выработать  способность к самопринятию.

 Данный метод позволяет:

  • Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

  • Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

  • Изменить отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

  • Способствует возвращению клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

  • Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

    Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву". Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.

    В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

    Роль  психолога - роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.

    Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент

  • Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

  • Ограничен в проявлении своих чувств;

  • Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;

  • Имеет психологическую травму;

  • Имеет проблемы в принятии решения.

    Противопоказания к использованию песочной терапии

    Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

  • Эпилепсия или шизофрения.

  • Клиент с очень высоким уровнем тревожности.

  • Клиент с неврозом навязчивых состояний.

  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.

  • Легочные заболевания.

    Требования к песку и песочнице.

    Можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка - от светлого до темного. Желательно иметь песочницы с разным песком.

    Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

    Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

    Понадобится небольшой ящик (70/60/15); наполовину заполненный чистым песком. Стандартные требования 50/70/8 см.

    Соблюдение техники безопасности и Санпина

    Символизм ландшафта песочной картины

    Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. которые подбираются в зависимости от проблемы клиента.

    Коллекция миниатюрных объектов

    Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.

    Кроме миниатюрных фигур в кабинете  желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.

    В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и  абсурда.

    Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

    - Большие и крошечные;

    - Бесцветных и ярких цветов;

    - Прозрачные и непрозрачные;

    - Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

    Символизм миниатюрных фигурок, выбранных для песочной картины

    Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день.  Самым главным, основным считается то, что сам автор думает по поводу выбранных фигурок.

  1. направлений песочной терапии

  1. Упражнения с песком.

Эти упражнения направлены на снижение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабления, развитие тактильной чувствительности, развитие воображения, расширению представлений об окружающем мире.Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. 

  1. Картины из  песка.

  2. Упражнения на развитие произвольной сферы и мелкой моторики руки.

  3. Строительство в песке.

  4. Юнгианское направление.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений для игры в песочном ящики с детьми. Их можно использовать в работе с детьми и подростками.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Задачи: учить говорить о своих чувствах; учить взаимодействию; развитие тактильно-кинетической чувствительности.

Упражнение "Волшебный песок".

Вводная инструкция: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделится ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А помогут нам игры".

Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:

• скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки);

• выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик) ;

• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)

• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера

• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф

• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки

Упражнение "Отпечатки наших рук"

На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? "

Упражнение "Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

 Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыпет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

 Упражнение "Необыкновенные следы"

 "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

 "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

 "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

 "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

 Упражнение "Змейки"

 Цель: снять эмоциональное напряжение

 Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: «Возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу». Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

 Анализ упражнений: Что ты чувствовал при работе с песком? Тебе было приятно или нет? Понимал ли ты инструкцию психолога? Что легче говорить или  чувствовать?