Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Программа, направленная
на повышение уровня правовой грамотности несовершеннолетних
«Свой путь я выбираю сам»
.
Составитель:
социальный педагог
отделения профилактики детского
и семейного неблагополучия
Ярочевская Н.П.
1. Пояснительная записка
Правое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в настоящее время в стране достаточно актуальна.
Залогом успешного существования и развития любого государства являются обеспечение безопасности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка. Знание несовершеннолетними своих прав, обязанностей и меры ответственности за свои действия поможет избежать или снизить степень опасности ситуаций, в которых они оказываются.
Основным контингентом Центра являются дети, которые наиболее чаще подвергаются испытаниям со стороны близких родственников, окружающей среды, поэтому одним из приоритетных направлений социальной реабилитации является повышение правовой грамотности несовершеннолетних из семей, нуждающихся в поддержке государства.
2.Цель методической разработки:
- повышение социально - правовой компетентности и адаптированности
несовершеннолетних в социуме.
3.Задачи методической разработки:
- ознакомить несовершеннолетних с основными понятиями законодательства
Российской Федерации;
- создать целостное представление о системе общественных норм и правовой
ответственности;
- сформировать навыки поведения в сложных жизненных ситуациях;
- предупредить опасность необдуманных действий, ведущих к совершению
правонарушений.
4.Условия реализации методической разработки:
- реализация методической разработки предполагает цикл групповых занятий посредством бесед, анкетирования, просмотра тематического материала, лекций с элементами беседы, работы с раздаточным материалом;
- методическая разработка разработана для детей от 10 до 14 лет;
- наполняемость группы 4 - 6 человек;
- длительность одного занятия 20-30 мин;
- занятие проводится 1 раза в неделю;
-место проведение основных мероприятий: ГБУ КО «Калужский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Детство»;
- кадровое обеспечение методической разработки: социальный педагог;
- необходимое оборудование: проектор, аудио-и -видеотехника, бланки, методические материалы, тетради, ручки, карандаши.
5.Тематический план
№ п\п | Тема занятия | Цель | Виды и формы деятельности |
Кол-во часов |
||
1. | Введение | Знакомство с группой , формирование доверительной атмосферы, знакомство с целями данного блока | Беседа | 1 | ||
2. | Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ | Знакомство с Конвенцией о правах ребенка и законодательством РФ |
Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка» Групповая дискуссия «На что я имею право» Презентация на тему: «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ Рефлексия |
1 | ||
3. | Правовая ответственность н/х |
Знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних |
Групповая дискуссия «Может ли н/л привлекаться к правовой ответственности» Лекция на тему «Правовая ответственность н/л» Анкетирование Рефлексия |
2 | ||
4. | Сущность конфликта и способы его разрешения | Формирование представлений о сущности конфликта и способах его разрешения, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за нанесение ущерба. |
Сообщение –презентация «Виды разрешения конфликтов» Ролевая игра «Конфликт» Групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта» Работа с раздаточным материалом Рефлексия |
2 | ||
5. | Права и обязанности родителей | Выработка доверительного отношения к родителям, знакомство с правовой ответственностью родителей за своего ребенка |
Беседа на тему «Мои претензий» Ролевая игра «Конфликт с родителями» Презентация «Ответственность родителей за н/л детей» Анкетирование Рефлексия |
2 | ||
6. | Групповые правонарушения | Выработка умения противостоять негативному влиянию группы |
Беседа на тему: «Что я знаю о влиянии группы» Презентация «Ответственность за групповые правонарушения» Видеоролик Работа с раздаточным материалом Рефлексия |
2 | ||
7. | Асоциальное поведение: алкоголизм, наркомания. | Развитие навыков, позволяющих отказаться от алкоголя и наркотиков, знакомство с правовой ответственностью. |
Беседа на тему: «Что я знаю о влиянии группы» Презентация «Ответственность за групповые правонарушения» Видеоролик Анкетирование Рефлексия |
2 | ||
8. | Личный план безопасности | Выработка умения поиска способа выхода из ситуаций угроз и насилия. |
Беседа на тему: «Что я могу сделать в опасной ситуации» Презентация на тему «Мой план безопасного поведения» Видеоролик Работа с раздаточным материалом Рефлексия |
2 | ||
9. | Подведение итогов | Выявление степени, уровня усвоения материала несовершеннолетними. | Деловая игра, работа с раздаточным материалом. | 2 | ||
6.Прогнозируемые результаты реализации методической разработки
Предполагается, что методическая разработка позволит:
-снизить потребность несовершеннолетнего в самоутверждении посредством
демонстративного отклоняющегося поведения;
-сформировать потребность к планированию своего поведения в конфликтных ситуациях;
-повысить правовую грамотность и ответственность за свое поведение;
-сформировать ценности, направленные на здоровый образ жизни;
-развить навыки адекватного взаимодействия с окружающими;
-расширить круг видения проблемы за счет мнений других;
-обучить навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
7.Трудности и риски реализации методической разработки:
- сложность материала;
- неготовность группы воспринимать информацию;
-психо-физические особенности несовершеннолетних;
-недостаточное техническое оснащение;
-миграция детей.