Коррекционно – развивающая психологическая
программа для несовершеннолетних
«Хочу, могу, умею…»
Разработал: Е.П.Прохорова
заведующий отделением диагностики и
медико-психологической реабилитации,
педагог - психолог
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с фактами насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними. Исторически так сложилось, что независимо от государства, его политического строя, его экономического и идеологического развития, имелись и имеют место быть разнообразные проявления жестокого обращения с детьми. Это достаточно распространенное явление в социальном развитии общества и является актуальной социальной проблемой, которую необходимо решать на всех уровнях власти.
Говоря о жестоком обращении, мы подразумеваем действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого может не только причиняться вред физическому и психическому здоровью, но и создаются условия, мешающие оптимальному физическому и/или психическому развитию, возникает угроза для его жизни, ущемляются его права и обязанности.
Нарушения, возникающие вследствие жестокого обращения, влияют на дальнейшую жизнь ребенка: на развитие познавательной, эмоционально–волевой и др. сфер деятельности, а также, на соматическое здоровье, все это влечет стойкие изменения в развитие личности, появлению нежелательного поведения и препятствует полноценному развитию и социализации ребенка в обществе. Например, (дети, родители, которых постоянно наказывающие их за плохие отметки часто вырастают неуверенными в себе, со сниженной познавательной активностью, тревожными, и как следствие, проявляют агрессию в воспитании своих детей).
Психотравмы, полученные в детстве, приводят к психосоматике, нарушению в развитии различных сфер личности (когнитивная, коммуникативная и т.д.), отклонению в поведении ребенка и социализации его в обществе.
Данная программа отражает самостоятельную систему мероприятий психологической помощи детям и подросткам, испытавших насилие и попавших в трудную жизненную ситуацию.
Цель: Улучшение эмоционального состояния и коррекция отклонений в поведении.
Задачи:
- Нормализация эмоционального состояния
- Формирование позитивной «Я-концепции» ребенка, пострадавшего от насилия и попавшего в трудную жизненную ситуацию.
- Формирование способности к осознанию чувств, мыслей, поведения у несовершеннолетнего.
- Восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о себе.
- Формирование способности к самопринятию.
- Развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка.
- Развитие способности к самостоятельному принятию решений.
- Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, коррекция отклонения от норм поведении.
- Обеспечение социально-психологического сопровождения группы и каждого ребёнка в отдельности.
Целевая группа программы: несовершеннолетние от 7 до 18 лет, испытавшие насилие, жестокое обращение или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Условие реализации программы:
- Место проведения основных мероприятий программы: ГБУ КО СРЦ «Детство».
- Кадровое обеспечение: педагог – психолог ГБУ КО СРЦ «Детство».
- Сроки реализации программы: программа реализуется в течение 3 месяцев с периодичностью 3 раза в неделю для каждой возрастной группы.
- Количество участников: 30 человек (2 возрастные подгруппы: 7-11 лет, 12-18 лет).
- Необходимые помещения, оборудование, инструментарий:
- специально оборудованные кабинеты (кабинет психолога, сенсорная комната), актовый зал.
- Фото –, аудио- и видеоаппаратура, канцелярские товары, фильмотека и музыкальные диски, аромамасло, игрушки.
- Тесты, опросники для диагностики личности несовершеннолетних.
- Финансовое обеспечение программы осуществляется из средств областного бюджета.
Содержание программы.
Программа состоит из 3-х блоков:
- Релаксационный блок включает в себя 10 занятий.
- Блок «Познай себя» предполагает проведение тренинга «Планета внутри меня» состоящего из 24 занятий.
- Третий блок - Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?» состоящего из 12 занятий.
Психотерапия проводиться в индивидуальной и групповой формах,с использованием разных методов игротерапии, арт-терапии, песочной терапии, релаксационных занятий и других психотерапевтических технологий. При проведении групповой работы с детьми, пережившими насилие, необходимо работать с закрытыми группами.
Структура занятия состоит из 3 частей:
- Вводная часть («Разогрев», настрой группы на работу)
- Основная часть (центральная, где решается основная цель занятия)
- Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов занятия)
Необходимые требования к занятиям:
- Создавать условия готовности работы в группе.
- Оказывать помощь и психологическую поддержку участникам группы в преодолении эмоциональных, коммуникативных и поведенческих проблем.
- Создавать условия для самопознания, самораскрытия и личностного роста участников группы.
- Создавать условия роста познавательной активности участников группы.
Блок 1. Релаксационный
Цель: Диагностика и улучшение эмоционального состояния.
Задачи:
- Диагностирование эмоционального состояния несовершеннолетнего.
- Нормализация эмоционального состояния несовершеннолетнего.
- Обучение приемам осознания и конструктивным способам выражения своих эмоции и чувств.
- Обучение приемам регуляции эмоциональных состояний.
- Корректировка психоэмоционального напряжения и нежелательного поведения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, в сенсорной комнате и предполагают индивидуальную и групповую форму работу.
На занятиях используются комплексы релаксационных упражнений для мышц рук, ног, корпуса, головы, мимических мышц лица, релаксационные сеансы.
Блок 2. Познай себя. Тренинг «Планета внутри меня».
Цель: Диагностика и коррекция личностных качеств несовершеннолетнего, личностный рост.
Задачи:
- Определение личностного потенциала несовершеннолетнего.
- Корректировка нежелательных особенностей личности несовершеннолетнего.
- Создание условий для раскрытия личностного потенциала.
- Обучение приемам самопознания и самосовершенствования несовершеннолетнего.
- Развитие способностей к самопониманию и принятию своего «Я».
Занятия проводятся 2 раза в неделю в кабинете психолога, предполагают индивидуальную форму работы.
Блок 3. Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?».
Цель: Повышение уровня коммуникативной компетенции несовершеннолетних.
Задачи:
- Формирование умению слышать – слушать – говорить.
- Обучение приемам самопознания себя как субъекта межличностного взаимодействия.
- Развитие навыков эффективного общения и умения сотрудничать.
- Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости.
- Воспитание культуры общения и поведения, принятого в обществе.
Занятия проходят 1 раз в неделю в актовом зале или в кабинете психолога, предполагают групповую форму работы.
Тематический план.
| № | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
| Блок 1. Релаксационный | |||
| «Знакомство» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
| «Волшебные шары и звездное небо» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
| «Клад» | 1 | Микрогруппа | |
| «Водопад света» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
| «Храм тишины» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
| «Картина художника» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
| «Маяк» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
| «Лесная прогулка» | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
| «Сказочное путешествие | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа. | |
| Итоговое занятие | 1 | Индивидуальная форма/микрогруппа | |
| Блок 2. Познай себя. Тренинг «Планета внутри меня». | |||
| Диагностика особенностей развития личности | 4 |
Индивидуальная форма (Первичная, динамика, заключительная) |
|
| «Загадочный мир эмоций» | 5 | Индивидуальная форма | |
| «Метафорический портрет в разных образах» | 5 |
Индивидуальная форма |
|
| «В стране сказок» | 5 | Индивидуальная форма | |
| «Удивительное путешествие» | 4 |
Индивидуальная форма |
|
| Итоговое занятие «подарок на память» | 1 |
Индивидуальная форма |
|
| Блок 3. Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?». | |||
| «Знакомство» | 1 | Групповая форма. | |
| «Золотые слова» | 1 | Групповая форма. | |
| «Сказочная страна» | 1 | Групповая форма. | |
| «Фантастический город» | 1 | Групповая форма. | |
| «Коллаж» | 1 | Групповая форма. | |
| «Язык жестов или что думает другой?» | 1 | Групповая форма. | |
| «Общение без слов» | 1 | Групповая форма. | |
| «Как избежать конфликта» | 1 | Групповая форма. | |
| «Все под контролем» | 1 | Групповая форма. | |
| «Как расположить к себе людей?» | 1 | Групповая форма. | |
| Итоговое занятие «Пожелание» | 1 | Групповая форма. | |
Оценка эффективности и ожидаемые результаты программы.
В процессе реализации программы ожидается нормализация эмоционального состояния несовершеннолетнего, коррекция отклонений в поведении, снижение числа конфликтов, улучшение социализации в обществе.
Оценка эффективности заключает в себе:
- Комплекс диагностических методик соответственно возрасту несовершеннолетнего.
- Наблюдение за эмоциональным состоянием и поведением несовершеннолетнего в разные режимные моменты.
- Опросы воспитателей и педагогов о поведении и психическом самочувствии несовершеннолетнего.
- Сравнительный анализ результатов.
| № | Наименование показателя особенностей развития личности несовершеннолетнего | Первичные данные | Динамика | Заключительные данные | Результативность |
Используемая литература.
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М., 2007.
- Грецов А.Г. Тренинг общения с подростками. – СПб., 2005.
- Герцов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе. – СПб., 2006.
- Зимбардо Ф. Застенчивость. – СПб., 1996.
- Лидерс А.Г. психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2000.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург . 1997.
- Руководство практического психолога под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
- Аллан Пиз. Язык жестов. – НПО «МОДЭК» . Перевод с английского., 1992.
- Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М. СТРИНГЕР., 1992.
- Игры – обучение, тренинг, досуг под ред. В.В. Петрусинского. – М. «Новая школа»., 1994.
- Васильева Т.Г., Крупина Е.В. Мудрость в притчах и иносказаниях. – М.: Амрита – Русь, 2001.
- Толстой Л.Н. Притчи, сказки, афоризмы. – М.: Амрита – Русь, 2007.
- Психологические тесты под ред. А.А. Карелина. – М «ВАЛДОС – ПРЕСС», 2007.








