Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Свободные места

10.03.2023 года 

 

 свободных мест нет

Поиск

Сайт разработан при поддержке КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кафедра "Инженерная графика"; зав. кафедрой: к.т.н., доцент Сломинская Е.Н.

Коррекционно – развивающая психологическая

программа для несовершеннолетних

«Хочу, могу, умею…»

 

 

 

Разработал: Е.П.Прохорова

заведующий отделением диагностики и

медико-психологической реабилитации,

 педагог - психолог


 

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с фактами насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними. Исторически так сложилось, что независимо от государства, его политического строя, его экономического и идеологического развития, имелись и имеют место быть разнообразные проявления жестокого обращения с детьми. Это достаточно распространенное явление в социальном развитии общества и является актуальной социальной проблемой, которую необходимо решать на всех уровнях власти.

Говоря о жестоком обращении, мы подразумеваем действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого может не только причиняться вред физическому и психическому здоровью, но и создаются условия, мешающие оптимальному физическому и/или психическому развитию, возникает угроза для его жизни, ущемляются его права и обязанности.

Нарушения, возникающие вследствие жестокого обращения, влияют на дальнейшую жизнь ребенка: на развитие познавательной, эмоционально–волевой и др. сфер деятельности, а также, на соматическое здоровье, все это влечет стойкие изменения в развитие личности, появлению нежелательного поведения и препятствует полноценному развитию и социализации ребенка в обществе. Например, (дети, родители, которых постоянно наказывающие их за плохие отметки часто вырастают неуверенными в себе, со сниженной познавательной активностью, тревожными, и как следствие, проявляют агрессию в воспитании своих детей).

Психотравмы, полученные в детстве, приводят к психосоматике, нарушению в развитии различных сфер личности (когнитивная, коммуникативная и т.д.), отклонению в поведении ребенка и социализации его в обществе.

Данная программа  отражает самостоятельную систему мероприятий  психологической помощи детям и подросткам, испытавших насилие и попавших в трудную жизненную ситуацию.

Цель: Улучшение эмоционального состояния и коррекция отклонений в поведении.

Задачи:

  1. Нормализация эмоционального состояния
  2. Формирование позитивной «Я-концепции» ребенка, пострадавшего от насилия и попавшего в трудную жизненную ситуацию.
  3. Формирование способности к осознанию чувств, мыслей, поведения у несовершеннолетнего.
  4. Восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о себе.
  5. Формирование способности к самопринятию.
  6. Развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка.
  7. Развитие способности к самостоятельному принятию решений.
  8. Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, коррекция отклонения от норм поведении.
  9. Обеспечение социально-психологического сопровождения группы и каждого ребёнка в отдельности.

Целевая группа программы: несовершеннолетние от 7 до 18 лет, испытавшие насилие, жестокое обращение или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Условие реализации программы:

  1. Место проведения основных мероприятий программы: ГБУ КО СРЦ «Детство».
  2. Кадровое обеспечение: педагог – психолог ГБУ КО СРЦ «Детство».
  3. Сроки реализации программы: программа реализуется в течение 3 месяцев с периодичностью 3 раза в неделю для каждой возрастной группы.
  4. Количество участников: 30 человек (2 возрастные подгруппы: 7-11 лет, 12-18 лет).
  5. Необходимые помещения, оборудование, инструментарий:
  • специально оборудованные кабинеты (кабинет психолога, сенсорная комната),  актовый зал.
  • Фото –, аудио- и видеоаппаратура, канцелярские товары, фильмотека и музыкальные диски, аромамасло, игрушки.
  • Тесты, опросники для диагностики личности несовершеннолетних.
  1. Финансовое обеспечение программы осуществляется из средств областного бюджета.

Содержание программы.

Программа состоит из 3-х блоков:

  1. Релаксационный блок включает в себя 10 занятий.
  2. Блок «Познай себя»  предполагает проведение тренинга «Планета внутри меня» состоящего из 24 занятий.
  3. Третий блок - Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?» состоящего из 12 занятий. 

Психотерапия проводиться в индивидуальной и групповой формах,с использованием разных методов игротерапии, арт-терапии, песочной терапии, релаксационных занятий и других психотерапевтических технологий. При проведении групповой работы с детьми, пережившими насилие, необходимо работать с закрытыми группами.

Структура занятия состоит из 3 частей:

  1. Вводная  часть («Разогрев», настрой группы на работу)
  2.  Основная часть (центральная, где решается основная цель занятия)
  3.  Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов занятия)

Необходимые требования к занятиям:

  1. Создавать условия готовности работы в группе.
  2. Оказывать помощь и психологическую поддержку участникам группы в преодолении эмоциональных, коммуникативных и поведенческих проблем.
  3. Создавать условия для самопознания, самораскрытия и личностного роста участников группы.
  4. Создавать условия роста познавательной активности участников группы.

Блок 1. Релаксационный

Цель: Диагностика и улучшение эмоционального состояния.

Задачи:

  1. Диагностирование эмоционального состояния несовершеннолетнего.
  2. Нормализация эмоционального состояния несовершеннолетнего.
  3. Обучение приемам осознания и конструктивным способам выражения своих эмоции и чувств.
  4. Обучение приемам регуляции эмоциональных состояний.
  5. Корректировка психоэмоционального напряжения и нежелательного поведения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в сенсорной комнате и предполагают  индивидуальную и групповую форму работу.

На занятиях используются комплексы релаксационных упражнений для мышц рук, ног, корпуса, головы, мимических мышц лица, релаксационные сеансы.

Блок 2. Познай себя. Тренинг «Планета внутри меня».

Цель: Диагностика и коррекция личностных качеств несовершеннолетнего, личностный рост.

Задачи:

  1. Определение личностного потенциала  несовершеннолетнего.
  2. Корректировка нежелательных особенностей личности несовершеннолетнего.
  3. Создание условий для раскрытия личностного потенциала.
  4. Обучение приемам самопознания и самосовершенствования несовершеннолетнего.
  5. Развитие способностей к самопониманию и принятию своего «Я».

Занятия проводятся 2 раза в неделю в кабинете психолога, предполагают индивидуальную форму работы.

Блок 3. Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?».

Цель: Повышение уровня коммуникативной компетенции несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Формирование умению слышать – слушать – говорить.
  2. Обучение приемам самопознания себя как субъекта межличностного взаимодействия.
  3. Развитие навыков эффективного общения и умения сотрудничать.
  4. Расширение ролевого репертуара и ролевой гибкости.
  5. Воспитание культуры общения и поведения, принятого  в обществе.

Занятия проходят 1 раз в неделю в актовом зале или в кабинете психолога, предполагают групповую форму работы.


 

Тематический план.

Тема занятия Количество часов Форма проведения
Блок 1. Релаксационный
  «Знакомство» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Волшебные шары и звездное небо» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Клад» 1  Микрогруппа
  «Водопад света» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Храм тишины» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Картина художника» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Маяк» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Лесная прогулка» 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  «Сказочное путешествие 1 Индивидуальная форма/микрогруппа.
  Итоговое занятие 1 Индивидуальная форма/микрогруппа
Блок 2. Познай себя. Тренинг «Планета внутри меня».
  Диагностика особенностей развития личности 4

Индивидуальная форма

(Первичная, динамика,  заключительная)

  «Загадочный мир эмоций» 5 Индивидуальная форма
  «Метафорический портрет в разных образах» 5

Индивидуальная форма

  «В стране сказок» 5 Индивидуальная форма
  «Удивительное путешествие» 4

Индивидуальная форма

  Итоговое занятие «подарок на память» 1

Индивидуальная форма

Блок 3. Тренинг социально – одобряемого поведения «Белая ворона, серая мышь или кто это?».
  «Знакомство» 1 Групповая форма.
  «Золотые слова» 1 Групповая форма.
  «Сказочная страна» 1 Групповая форма.
  «Фантастический город» 1 Групповая форма.
  «Коллаж» 1 Групповая форма.
  «Язык жестов или что думает другой?» 1 Групповая форма.
  «Общение без слов» 1 Групповая форма.
  «Как избежать конфликта» 1 Групповая форма.
  «Все под контролем» 1 Групповая форма.
  «Как расположить к себе людей?» 1 Групповая форма.
  Итоговое занятие «Пожелание» 1 Групповая форма.


 

Оценка эффективности и ожидаемые результаты программы.

В процессе реализации программы ожидается нормализация эмоционального состояния несовершеннолетнего, коррекция отклонений в поведении, снижение числа конфликтов, улучшение социализации в обществе.

Оценка эффективности заключает в себе:

  1. Комплекс диагностических методик соответственно возрасту несовершеннолетнего.
  2. Наблюдение за эмоциональным состоянием и поведением несовершеннолетнего в разные режимные моменты.
  3. Опросы воспитателей и педагогов о поведении и психическом самочувствии несовершеннолетнего.
  4. Сравнительный анализ результатов.
Наименование показателя особенностей развития личности несовершеннолетнего Первичные данные Динамика Заключительные данные Результативность
           

Используемая литература.

  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. – М., 2007.
  2. Грецов А.Г. Тренинг общения с подростками. – СПб., 2005.
  3. Герцов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе. – СПб., 2006.
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость. – СПб., 1996.
  5. Лидерс А.Г. психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2000.
  7. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург . 1997.
  8. Руководство практического психолога под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
  9. Аллан Пиз. Язык жестов. – НПО «МОДЭК» . Перевод  с английского., 1992.
  10.  Корнелиус Х.,  Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М. СТРИНГЕР.,  1992.
  11.  Игры – обучение, тренинг, досуг под ред. В.В. Петрусинского. – М. «Новая школа».,  1994.
  12.  Васильева Т.Г., Крупина  Е.В. Мудрость в притчах  и иносказаниях. – М.: Амрита – Русь, 2001.
  13. Толстой Л.Н. Притчи, сказки, афоризмы. – М.: Амрита – Русь,  2007.
  14.  Психологические тесты под ред. А.А. Карелина. – М «ВАЛДОС – ПРЕСС», 2007.

Путь на сайте