«Дети в семье, но без семьи или ребенку нужна родительская любовь».
«Нет ничего более страшного для нас,
чем другой человек, которому нет
до нас никакого дела»
Осип Мандельштам.
Человек – существо социальное. Таким образом, у ребенка имеется врожденная потребность в общении с другими людьми. При постоянном недостатке общения и эмоционального воздействия со стороны родителей, ребенок испытывает эмоциональный голод, что приводит к различным нарушениям, проявляющимся в психике взрослого человека. При систематическом недостатке эмоционального воздействия со стороны родителей, дети вырастают более беспокойными и раздражительными, поведение их неустойчиво, они нерешительны в общении, тревожны, а порой бывают агрессивными, они испытывают трудности в адаптации к новым условиям, чаще совершают правонарушения.
На эмоциональное состояние и гармоничное развитие ребенка оказывают огромное влияние, те чувства, которые он испытывает в семье: чувствует ли он любовь родителей по отношению к нему, свою значимость для них. Опыт, полученный в детстве, будет, так или иначе, сопровождать его на протяжении всей жизни, будет накладывать отпечаток на его поведение, на умение строить отношения, на успешность в деятельности. Все, что происходит в семье, закладывает установки в дальнейшей жизни ребенка, например: «я имею право на ошибки, и это не значит, что я плохой и глупый»; «я могу обратиться за помощью и это не унизит меня в глазах других»; «я близок с родителями, но я не испытываю ущемления моей свободы»; «другие люди могут, иначе относится к окружающему миру, они имеют на это право» и др. В зависимости от восприятия и оценки ребенком отношений в семье, развивается его самооценка, возникает чувство доверия к людям.
Мы, взрослые, очень мало времени уделяем своим детям, так как, очень заняты работой, домашними делами и т.д. Получается, находим время на все, что нам кажется очень важными и обязательно надо сделать. Иногда, стоит задать себе вопрос: «Сколько времени в день я посвящаю своему ребенку? А отсюда, возникает другой вопрос: «Кто проигрывает в этой ситуации?» Представьте себе девочку, которая возвращаясь из детского сада, уже несколько дней просит маму поиграть с ней в куклы, но мама занята домашними делами или мальчика, который просит уже несколько вечеров папу поиграть с ним в хоккей, но он тоже занят. Не достигнув желаемого, дети идут к телевизору, где смотрят бессмысленные, а порой и вредные для них передачи, а потом уходят на улицу в поисках тех, кто их поймет, уделит им внимание. Оказывается, очень часто, именно дети не вписываются в реестр неотложных дел. Почему так происходит, ведь, мы живем все вместе, под одной крышей, носим одну фамилию, но чувствуем ли мы себя семьей? Ответ: потому что, мы выбираем то, что на наш взгляд для нас более значимо в данный момент.
Что же нужно сделать, чтобы изменить семейную жизнь, сделать ее счастливой? Необходимо, найти время на общение с близкими нам людьми и расставить приоритеты в важности повседневных дел, внести ощущение общности. Этому способствует создание семейных традиций: регулярные семейные торжества или других мероприятий, в подготовке которых принимают участие все, включая детей. Завести за правило, один раз в неделю в один из вечеров организовать семейное чтение или играть вместе в настольные игры. В выходные дни вместе выходить на природу, в кино, на концерты. Именно, в такие моменты возникают чувства сопричастности, дружбы и любви между самыми близкими друг другу людьми. Ребенок перестает чувствовать себя одиноким, ненужным и тогда, он с удовольствием будет помогать в решении домашних дел. И совсем необязательно иметь много денег, чтобы сделать интересной и полноценной семейную жизнь. Ведь дети умеют радоваться самым простым вещам. Они любят заниматься творческой и прикладной деятельностью: рисовать, лепить, конструировать и т.д. Сейчас, в продаже много литературы, которая посвящена организации и проведению досуга – это и праздники, и поделки своими руками. Много можно придумать совместных мероприятий, было бы желание.
Помните! Время уходит безвозвратно. Потом будет поздно. Вы нужны своим детям, здесь и сейчас, они нуждаются в вас, в вашем внимании, заботе и любви.
Статья подготовлена
зав. отделением диагностики и
медико-психологической реабилитации,
педагог-психолог
Прохоровой Е.П.