Стили общения взрослого с ребенком
Предлагаем поговорить о том, в каком стиле взрослые общаются с детьми. Для установления контакта с любым человеком нужно уметь выбрать правильное поведение, подобрать нужную информацию, использовать необходимые жесты, мимику, то есть, определить стиль общения. Особенно это важно в общении с детьми. Почему? Потому что, неправильно выбранный стиль общения может:
- Подавить душевные и творческие порывы ребенка.
- Остановить развитие его способностей.
- Заглушить проявление индивидуальности.
- Лишить ребенка приобретения жизненно необходимых навыков и умений.
При поступлении ребенка в детский сад, в школу, возникает новая социальная ситуация, требующая пересмотра взаимоотношений. В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями. Первый путь: приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству. Второй путь: ребенок сможет творчески раскрыться вне дома, если ему повезет, и он встретит хорошего педагога. А если не встретит, то талант может быть загублен.
Кроме того, неправильный (или непродуктивный) стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое будет подменяться частным и мелочным. Примеры распространенных стратегий поведения в общении взрослого с ребенком: подавляющий, высокомерный, поучающий, безвольный, подкупающий, сверхопекающий, отстраняющий, начальственный, приторный, панибратский, виноватый, обвиняющий. Общаясь с ребенком, взрослый вносит свою лепту в формирование его характера.
В зависимости от типа воспитания и стиля общения, можно выделить различные типы детей.
Авторитетные родители – инициативные и добрые дети.
Родители, которые любят и понимают детей, которые объясняют им что хорошо, что плохо и почему, а не наказывают. Родители, которые не опасаются лишний раз похвалить, замечая успехи, пусть, даже, небольшие у ребенка. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относятся к их запросам, однако, при этом не потакают их капризам.
Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче налаживать отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен беспрекословно подчиняться авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже, если ребенок прав. Взрослый всегда прав! Жесткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое часто не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль, если он вообще проявляется.
Попустительствующие родители – импульсивные, агрессивные дети.
Такие родители, как правило, не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать так. Как заблагорассудится, не обращают внимания на вспышки гнева и агрессии, не требуют от них ответственности и самостоятельности.
Такой тип воспитания приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают всего нового, неожиданного, неизвестного из опасения избрать неверную форму поведения при столкновении с этим новым.
Как складываются ваши отношения с детьми, что влияет на развитие личности ребенка? Ответы на эти вопросы можно получить, пройдя тест – игру отечественного психолога Р.Овчаровой. Инструкция: отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете с детьми и поставьте баллы за ответы (фразы – баллы).
- Сколько раз тебе повторять? - 2балла.
- Посоветуйте мне, пожалуйста… - 2 балла
- Не знаю, что бы я без тебя делал? – 1 балл
- И в кого ты такой уродился? – 2 балла
- Какие у тебя замечательные друзья. – 1 балл
- Ну, на кого ты похож? – 2 балла
- Я в твое время!.. – 2 балла
- Ты моя опора и помощник. – 1 балл
- Ну, что за друзья у тебя? – 2 балла
- О чем ты только думаешь? 2 балла
- Какая ты у меня умница! – 1 балл
- А как ты считаешь сынок / доченька? – 1 балл
- У всех дети, как дети, а ты? – 2 балла
- Какой ты у меня сообразительный! – 1 балл
Теперь подсчитайте общее количество баллов.
7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности.
10-12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.