Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Свободные места

10.03.2023 года 

 

 свободных мест нет

Поиск

Сайт разработан при поддержке КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кафедра "Инженерная графика"; зав. кафедрой: к.т.н., доцент Сломинская Е.Н.

Стили общения взрослого с ребенком

 

Предлагаем поговорить о том, в каком стиле взрослые общаются с детьми. Для установления контакта с любым человеком нужно уметь выбрать правильное поведение, подобрать нужную информацию, использовать необходимые жесты, мимику, то есть, определить стиль общения. Особенно это важно в общении с детьми. Почему? Потому что, неправильно выбранный стиль общения может:

- Подавить душевные и творческие порывы ребенка.

- Остановить развитие его способностей.

- Заглушить проявление индивидуальности.

- Лишить ребенка приобретения жизненно необходимых навыков и умений.

   При поступлении ребенка в детский сад, в школу, возникает новая социальная ситуация, требующая пересмотра взаимоотношений. В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями. Первый путь: приучившись только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству. Второй путь: ребенок сможет творчески раскрыться вне дома, если ему повезет, и он встретит хорошего педагога. А если не встретит, то талант может быть загублен.

   Кроме того, неправильный (или непродуктивный) стиль общения может полностью дезориентировать ребенка. Тогда истинные ценности будут подменяться ложными, пороки приниматься за добродетели, а целое будет подменяться частным и мелочным. Примеры распространенных стратегий поведения в общении взрослого с ребенком: подавляющий, высокомерный, поучающий, безвольный, подкупающий, сверхопекающий, отстраняющий, начальственный, приторный, панибратский, виноватый, обвиняющий. Общаясь с ребенком, взрослый вносит свою лепту в формирование его характера.

   В зависимости от типа воспитания и стиля общения, можно выделить различные типы детей.

Авторитетные родители – инициативные и добрые дети.

   Родители, которые любят и понимают детей, которые объясняют им что хорошо, что плохо и почему, а не наказывают. Родители, которые не опасаются лишний раз похвалить, замечая успехи, пусть, даже, небольшие у ребенка. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относятся к их запросам, однако, при этом не потакают их капризам.

   Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче налаживать отношения со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

   Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен беспрекословно подчиняться авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже, если ребенок прав. Взрослый всегда прав! Жесткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое часто не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

   У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль, если он вообще проявляется.

Попустительствующие родители – импульсивные, агрессивные дети.

   Такие родители, как правило, не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать так. Как заблагорассудится, не обращают внимания на вспышки гнева и агрессии, не требуют от них ответственности и самостоятельности.

   Такой тип воспитания приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают всего нового, неожиданного, неизвестного из опасения избрать неверную форму поведения при столкновении с этим новым.

   Как складываются ваши отношения с детьми, что влияет на развитие личности ребенка? Ответы на эти вопросы можно получить, пройдя тест – игру отечественного психолога Р.Овчаровой. Инструкция: отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете с детьми и поставьте баллы за ответы (фразы – баллы).

  1. Сколько раз тебе повторять? - 2балла.
  2. Посоветуйте мне, пожалуйста… - 2 балла
  3. Не знаю, что бы я без тебя делал? – 1 балл
  4. И в кого ты такой уродился? – 2 балла
  5. Какие у тебя замечательные друзья. – 1 балл
  6. Ну, на кого ты похож? – 2 балла
  7. Я в твое время!.. – 2 балла
  8. Ты моя опора и помощник. – 1 балл
  9. Ну, что за друзья у тебя? – 2 балла
  10. О чем ты только думаешь? 2 балла
  11. Какая ты у меня умница! – 1 балл
  12. А как ты считаешь сынок / доченька? – 1 балл
  13. У всех дети, как дети, а ты? – 2 балла
  14. Какой ты у меня сообразительный! – 1 балл

Теперь подсчитайте общее количество баллов.

7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют гармоничному становлению личности.

10-12 баллов – вы непоследовательны в отношениях с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда бывает откровенен с вами. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Путь на сайте