Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Свободные места

10.03.2023 года 

 

 свободных мест нет

Поиск

Сайт разработан при поддержке КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кафедра "Инженерная графика"; зав. кафедрой: к.т.н., доцент Сломинская Е.Н.

Агрессивный ребенок. Как общаться с ним.

 

Проблема детской агрессии стала очень актуальна в настоящее время. Независимо от возраста, в котором она может проявиться у ребенка, агрессия причиняет неудобства окружающим его людям, будь то детский коллектив или его собственная семья, да и самому ребенку приносит немало хлопот. Что же делать, если дети ведут себя агрессивно? Как понять, что причиной непослушания является агрессия?

Возрастной период от 1 года до 2 лет характеризуется проявлением вспышек ярости. Сначала дети могут сердиться на неодушевленные предметы: стул, о который ударился; рукавичку, которая никак не хочет надеваться на руку. Затем, гнев распространяется на взрослых, окружающих ребенка.

Вспышки ярости двухлетних детей требуют терпения со стороны взрослых. Несмотря ни на что, они должны проявлять заботу о ребенке, стараться успокоить его, разговаривать с ним доброжелательным тоном, переключить его внимание, т.е. отвлечь. Маленьким детям, которые еще не умеют разговаривать или плохо разговаривают, чаще свойственны проявления физической агрессии. Она может проявляться в следующих формах: драки, укусы, отталкивание, находящихся поблизости детей и взрослых, разбрасывание вещей и т.д. Кроме того, помимо физической агрессии, в поведении детей может прослеживаться и вербальная агрессия, например, грубых и обидных слов.

Иногда ребенок старается совершить негативные действия и поступки исподтишка, толкает, щипает и т.д. Эта форма проявления гнева является наиболее деструктивной.

В этом случае, взрослому надо учить ребенка, как себя вести в ситуации гнева.

- переносить гнев на безопасные предметы (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики);

- учить выражать гнев вербально в вежливой форме, называя свои отрицательные эмоции: «Я злюсь», «Я сержусь».

Кроме того, взрослые могут использовать следующие приемы воздействия на ребенка:

- остановить занесенную перед ударом руку, удержать за плечо и твердо сказать «нельзя»;

- отвлечь внимание ребенка интересной игрушкой или каким –то занятием;

- спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта;

- удалить объект, вызывающий раздражение и как следствие конфликт.

Если ребенок ведет себя агрессивно в детском учреждении с окружающими, воспитателю необходимо сотрудничать с его семьей (если это возможно). Очень часто агрессия – это следствие нестабильного эмоционального общения и разногласия в требованиях родителей, предъявляемых к ребенку, а также неспокойной обстановки дома. Педагогу за тем, насколько приемлем или неприемлем его подход к каждому ребенку, так как педагог несет ответственность за формирование личности у его воспитанников.

Проявление агрессии в дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет).

Агрессия – это, прежде всего выражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на события, которые происходят вокруг.

Агрессивный ребенок часто недоволен чем – то, чувствует, что никому не нужен. Поэтому, он использует малейшую возможность привлечь к себе внимание других. Он не успокоится до тех пор, пока взрослые не «взорвутся» а дети не вступят в драку.

Родителям и педагогам не всегда понятно, почему он так себя ведет, хотя заранее знает, что со стороны детей он получит отпор, а со стороны взрослых - наказание. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессию. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают хмурые тона, количество реакций, даже на стандартные ситуации, очень ограничено. Чаще это защитные реакции, к тому же, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Проявление агрессии в младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10 лет).

Психолог Е. Фромм разделял агрессию на «доброкачественную» и «злокачественную».

Доброкачественной агрессией называл поведение, связанное с защитой и соответствующей реакцией на угрозу. К доброкачественной агрессии относят непреднамеренную агрессию и агрессию для самоутверждения. Непреднамеренная агрессия это случайное причинение вреда человеку. В младшем школьном возрасте она встречается наиболее часто, когда кто –то не специально толкнул или ударил.

Агрессия как способ самоутверждения – проявляется в борьбе за определенное место в группе (с одной стороны это качество ценится группой, с другой – дает ощущение защищенности и безнаказанности со стороны той же группы) и в общении со взрослыми. Оборонительная агрессия сопровождается гневом. Гнев – это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы ценностей.

Злокачественная агрессия – это действия, направленные в ущерб другим людям, связаны с желанием разрушать и властвовать над кем – то. Данная агрессия имеет определенную цель: обеспечить, достать необходимое для него. Проблема в том, что ребенок может считать необходимым то, что для него не полезно и даже вредно из – за чего у него возникают на этой почве конфликты со сверстниками и взрослыми.

Рекомендации родителям и педагогам по предупреждению и преодолению агрессивных проявлений у дошкольников:

  1. В общении с ребенком используйте спокойный доброжелательный тон. Не разговаривайте на повышенных тонах – иначе, вы спровоцируете усиление агрессивных импульсов.
  2. Выражая свои эмоции по отношению к ребенку, избегайте осуждение и порицание в общении с ребенком.
  3. Установите с ребенком доверительные отношения.
  4. Будьте честными в общении с ним, уважайте его личность.
  5. Стремитесь сохранить положительную репутацию ребенка в его собственных глазах.
  6. Не ругайте ребенка в присутствии посторонних. Разбирать его поведение нужно наедине.
  7. Скажите, что вы понимаете его эмоции, помогите ему с ними справиться.
  8. Акцентируйте внимание на поступках и поведении ребенка, но ни в коем случае не осуждайте личность его.
  9. Демонстрируйте приемлемые способы выражения гнева своим примером.
  10. Умейте контролировать собственные негативные эмоции. Они являются примером и стимулом для ребенка (агрессия всегда провоцирует ответную агрессию).
  11. Установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематично напоминайте о нем. Поощряйте тех, кто смог сдержаться.
  12. Развивайте навыки общения, хвалите ребенка за достижения.
  13. В случае незначительной агрессии, можно ее игнорировать, переключать внимание на другой вид деятельности, выражать сочувствие ребенку («Я понимаю, ты обижен…»).
  14. Если агрессия является осознанным контролируемым актом со стороны ребенка, то важно не поддаваться на такую манипуляцию. Возможно, ребенок стремиться осознанно разозлить вас.
  15. Учите детей снимать психоэмоциональное напряжение с помощью различных инр, таким образом. Можно предотвратить назревающий всплеск негативных эмоций.
  16. Используйте ролевые игры, где дети могут научиться неагрессивному поведению в конфликтных ситуациях, обсуждайте ситуации.
  17. .

Как понять, что ребенок агрессивный?

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Ребенок спорит, ругается с взрослыми.
  2. Теряет контроль над собой.
  3. Обвиняет других в своих ошибках.
  4. Завистливый, мстительный.
  5. Злится и отказывается что-нибудь делать.
  6. Специально дразнит людей.
  7. Отказывается подчиняться правилам.
  8. Очень уязвим, быстро реагирует на разные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко его раздражают.

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка, то можно предположить, что ребенок агрессивен.

Правила взаимодействия с агрессивным ребенком.

- Принимайте ребенка таким, какой он есть.

- Выдвигайте требования к ребенку, учитывая не свои желания, а его возможности.

- Расширение кругозора ребенка.

- Привлекайте ребенка к общественно – полезной деятельности, давайте поручения, обязанности, хвалите за выполненную работу.

- Игнорируйте легкие проявления агрессии, не фиксируйте на них внимание окружающих.

- Необходимы занятия спортом, где можно двигаться и выплескивать свои эмоции.

- Не показывайте своим поведением пример агрессивного поведения, старайтесь сдерживать свои негативные эмоции в присутствии ребенка и выражать их в более приемлемой и безопасной форме.

- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с его собственными достижениями (сегодня ты выполнил задание лучше, чем вчера; сегодня ты вел себя хуже, чем вчера и т. д.).

- Используйте постоянную меру наказания и поощрения, ни в коем случае не изменяйте правила (захотела – наказала, а захотела – простила и т.д.)

- Больше хвалите ребенка и при необходимости поддерживайте его.

Что провоцирует агрессию у подростка?

Чаще всего, причиной агрессии являются проблемы взаимоотношений в семье (родителей между собой, родителей и ребенка и т.д.). Если в семье присутствует хотя бы незначительный элемент насилия (будь то физическое насилие или моральное), подросток старается себя защитить и старается «дать сдачи» косвенным образом (своим одноклассникам, дворовым друзьям или детям младше себя).

Какой урок извлекает подросток из шлепка или пощечины?

Ребенок узнает:

  1. Что он не заслуживает уважения.
  2. Что хорошему можно учиться только через наказания (на самом деле наказание вынуждает ребенка наказывать других)
  3. Что страдания не нужно принимать близко к сердцу, их нужно игнорировать.
  4. Что насилие – проявление любви.
  5. Что отрицание чувств – это нормальное здоровое явление.
  6. Что от взрослых нет защиты.

Если гнев ребенка вытесняется в подсознание ребенка, он все равно находит свое проявление через поведение подростка. Ребенок не обязательно ответит агрессией обидчику. Это могут быть люди непричастные к акту насилия.

Каким образом проявляется вытесненный гнев?

  1. Насмешками над слабыми и беззащитными.
  2. Драками с одноклассниками или другими сверстниками.
  3. Всяческие унижения девочек, символизирующих мать (или мальчиков, если символизируют отца).
  4. Плохим отношениям к педагогам.
  5. Выбор телевизионных передач и видеоигр, которые дают возможность пережить собственные чувства гнева, идентифицируя себя с героями. (Дети, которые росли в спокойных и любящих семьях и которых никогда не били, меньше интересуются такими фильмами, а когда становятся взрослыми, не хотят снимать такие фильмы и показывать их своим детям).

Как вести себя с агрессивным подростком?

  1. Не ругайте подростка за то, что он разгневал вас, поймите его возмущение и помогите осознать и сформулировать свои претензии к вам.
  2. Дождитесь, когда эмоции утихнут, и только тогда рассказывайте подростку, что его агрессия не нужна в этой ситуации, все можно решить спокойным тоном.
  3. Научите подростка понимать себя и других. Это поможет ему правильно выбирать цивилизованные формы борьбы и защиты.
  4. Следите за собой, чтобы самим не стать образцом агрессивного поведения.
  5. Выясните, не подаете ли вы негативный пример детям.

Путь на сайте