Развитие любознательности.
«Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием».
Д.Ушинский.
Есть два понятия, которые мы часто слышим с детства это любопытство и любознательность. В чем схожесть и в чем отличие их? Как привить любознательность и не воспитать ребенка любопытным? Разберем более подробно.
Интересы ребенка не постоянны и исходят из потребности познать мир. Возникновение любопытства связано с тем, что ребенок начинает ходить, расширяется диапазон действий, возникают вопросы «Что это?», «Почему?», «Зачем?». В этом возрасте дети маленькие Почемучки, они начинают исследовать мир, им все интересно, до всего есть дело. «От 2 до 5 лет – период, когда ребенок моделирует подобный способ отношения к миру, любопытство становится главным качеством». (К. Чуковский).
Что же объединяет любопытство и любознательность?
Стремление к новизне, желание получить определенные сведения, удивление, чувство нового, эмоциональная приподнятость, «радость познания».
Чем отличаются эти два понятия?
Любопытство:
-интересует поверхностность явлений (Что это? Что случилось?), внешняя форма,
-получение информации с помощью органов чувств,
-нет постоянства, ситуативность, эпизодичность, неустойчивость, быстро исчезает интерес.
Любознательность:
-суть явлений (Почему?), содержание, поиск закономерностей, построение гипотезы,
-с помощью мысли, погружение в явление, сосредоточение на идеи,
-возвращаются к тому, что не выяснено до конца,
Психологические моменты, которые уничтожают интерес.
-Игнорирование вопросов, интересов ребенка.
-Запреты.
-Образ неудач.
-Неудовлетворенность потребности.
Механизм потери интереса к познанию.
Образ неудач и неудовлетворенность потребности запечатляется в психике, отсюда возникает тревожность, которая приводит к избеганию ситуации, в которой возникла она, в дальнейшем, превращается во внутренний мотив поведения ребенка.
Нежелательная деятельность побуждает избегать ее, поэтому, часто она выполняется кое – как, с ошибками, в следствии этого, возникают отрицательные эмоции, что приводит к нежеланию выполнять ее. Ситуация вынужденной деятельности – это ситуация стресса, когда организм находится в постоянном напряжении.
Самооценка снижается в таких ситуациях, возникает тревожность. Именно она является показательным фактором, что в деятельности волнует не ее содержание, а оценка и мнение других. На это стоит обратить внимание: насколько значима оценка других?
Как проявляется тревожность? В беспричинных капризах, угнетенном состоянии, снижении общей активности. Чем опасна тревожность? Тревожность может провоцировать уход в невроз. Невроз возникает там, где есть вынужденная деятельность, не имеющая значимости для ребенка и личностного смысла. Тревожность всегда в нем, даже, если он не думает об учении, она поселяется в бессознательной сфере психики, проявляется:
-беспричинных капризах,
-угнетенном состоянии,
-снижении общей активности.
Каким становится поведение ребенка, когда он теряет интерес?
-Тело напряжено.
-Появляется беспокойство, может ерзать.
-Оглядывается или застывает («ступор»).
-Погружается в себя.
-Эмоции притупляются.
Что происходит дальше?
Внутреннее напряжение растет. Ничего не хочется. Скучно порождает желание любой ценой уйти от нарастающего внутреннего напряжения и беспокойства. Трудно разобраться в собственных чувствах, в следствии этого, повышается тревожность, что влияет на поведение в целом. Ребенок становится подозрительным и недоверчивым, заторможенным или расторможенным.
Ребенок, охваченный скукой, не в состоянии испытывать сочувствие, так рождаются малолетние преступники, испытывающие безразличие к себе, к другим, бессмысленность существования, от скуки совершаются хулиганские выходки, порой, без заранее обдуманных намерений. Интерес выражает отношение личности к миру, к себе в этом мире.
Ребенок развивается быстро. В дошкольном возрасте мышление наглядно – действенное, изучаемый предмет должен находиться в поле восприятия, в поле зрение, т.к. осуществлять преобразования в умственном плане еще не может. Мыслит, преобразуя предмет практически. Только «ломая» предмет, он получает представления о скрытых свойствах.
Воспитателю и родителю необходимо помочь сохранить удивление, т.к. удивление – это всегда встреча с неожиданностью, с загадкой, с тайной, с верой в чудо.
В подростковом возрасте предметом стержневого интереса оказывается общение, какое - либо развлечение: кино, телевидение, интерес к изучению школьных предметов встречается редко. Таким образом, познавательные интересы неустойчивыми, несмотря на то, что изучаемого материала на уроках становится больше. В подростковом возрасте часто успеваемость снижается, потому что в структуре интересов, в их содержании отсутствует самое основное – любознательность, интерес к способам деятельности, происхождению вещей и явлений. Задача родителей и педагогов это воспитание любознательности.
Многое зависит от того, как ребенок получает новые знания:
- В готовом виде, однообразные упражнения по закреплению новых знаний или ставится проблема, происходит поиск новых способов решений.
- Как помогаем раскрыть его способности, найти себя в этом мире.
Поэтому, очень важно:
- Побуждать и поддерживать интерес, развивать воображение индивидуально – дифференцированный подход, дозированная помощь, поощрение).
- Создание ситуации успеха, повышение самооценки.
- Познание нового через игру и игровые моменты.
- Организация досуга и разнообразных видов деятельности (профилактика скуки).