Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Свободные места

10.03.2023 года 

 

 свободных мест нет

Поиск

Сайт разработан при поддержке КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кафедра "Инженерная графика"; зав. кафедрой: к.т.н., доцент Сломинская Е.Н.

Развитие любознательности.

 

«Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием».

Д.Ушинский.

  

Есть два понятия, которые мы часто слышим с детства это любопытство и любознательность. В чем схожесть и в чем отличие их? Как привить любознательность и не воспитать ребенка любопытным? Разберем более подробно.

   Интересы ребенка не постоянны и исходят из потребности познать мир. Возникновение любопытства связано с тем, что ребенок начинает ходить, расширяется диапазон действий, возникают вопросы «Что это?», «Почему?», «Зачем?». В этом возрасте дети маленькие Почемучки, они начинают исследовать мир, им все интересно, до всего есть дело. «От 2 до 5 лет – период, когда ребенок моделирует подобный способ отношения к миру, любопытство становится главным качеством». (К. Чуковский).

 

Что же объединяет любопытство и любознательность?

   Стремление к новизне, желание получить определенные сведения, удивление, чувство нового, эмоциональная приподнятость, «радость познания».

 

Чем отличаются эти два понятия?

Любопытство:

-интересует поверхностность явлений (Что это? Что случилось?), внешняя форма,

-получение информации с помощью органов чувств,

-нет постоянства, ситуативность, эпизодичность, неустойчивость, быстро исчезает интерес.

Любознательность:

-суть явлений (Почему?), содержание, поиск закономерностей, построение гипотезы,

-с помощью мысли, погружение в явление, сосредоточение на идеи,

-возвращаются к тому, что не выяснено до конца,

 

Психологические моменты, которые уничтожают интерес.

-Игнорирование вопросов, интересов ребенка.

-Запреты.

-Образ неудач.

-Неудовлетворенность потребности.

 

Механизм потери интереса к познанию.

   Образ неудач и неудовлетворенность потребности запечатляется в психике, отсюда возникает тревожность, которая приводит к избеганию ситуации, в которой возникла она, в дальнейшем, превращается во внутренний мотив поведения ребенка.

   Нежелательная деятельность побуждает избегать ее, поэтому, часто она выполняется кое – как, с ошибками, в следствии этого, возникают отрицательные эмоции, что приводит к нежеланию выполнять ее. Ситуация вынужденной деятельности – это ситуация стресса, когда организм находится в постоянном напряжении.

   Самооценка снижается в таких ситуациях, возникает тревожность. Именно она является показательным фактором, что в деятельности волнует не ее содержание, а оценка и мнение других. На это стоит обратить внимание: насколько значима оценка других?

   Как проявляется тревожность? В беспричинных капризах, угнетенном состоянии, снижении общей активности. Чем опасна тревожность? Тревожность может провоцировать уход в невроз. Невроз возникает там, где есть вынужденная деятельность, не имеющая значимости для ребенка и личностного смысла. Тревожность всегда в нем, даже, если он не думает об учении, она поселяется в бессознательной сфере психики, проявляется:

-беспричинных капризах,

-угнетенном состоянии,

-снижении общей активности.

Каким становится поведение ребенка, когда он теряет интерес?

-Тело напряжено.

-Появляется беспокойство, может ерзать.

-Оглядывается или застывает («ступор»).

-Погружается в себя.

-Эмоции притупляются.

Что происходит дальше?

   Внутреннее напряжение растет. Ничего не хочется. Скучно порождает желание любой ценой уйти от нарастающего внутреннего напряжения и беспокойства. Трудно разобраться в собственных чувствах, в следствии этого, повышается тревожность, что влияет на поведение в целом. Ребенок становится подозрительным и недоверчивым, заторможенным или расторможенным.

   Ребенок, охваченный скукой, не в состоянии испытывать сочувствие, так рождаются малолетние преступники, испытывающие безразличие к себе, к другим, бессмысленность существования, от скуки совершаются хулиганские выходки, порой, без заранее обдуманных намерений. Интерес выражает отношение личности к миру, к себе в этом мире.

   Ребенок развивается быстро. В дошкольном возрасте мышление наглядно – действенное, изучаемый предмет должен находиться в поле восприятия, в поле зрение, т.к. осуществлять преобразования в умственном плане еще не может. Мыслит, преобразуя предмет практически. Только «ломая» предмет, он получает представления о скрытых свойствах.

   Воспитателю и родителю необходимо помочь сохранить удивление, т.к. удивление – это всегда встреча с неожиданностью, с загадкой, с тайной, с верой в чудо.

   В подростковом возрасте предметом стержневого интереса оказывается общение, какое - либо развлечение: кино, телевидение, интерес к изучению школьных предметов встречается редко. Таким образом, познавательные интересы неустойчивыми, несмотря на то, что изучаемого материала на уроках становится больше. В подростковом возрасте часто успеваемость снижается, потому что в структуре интересов, в их содержании отсутствует самое основное – любознательность, интерес к способам деятельности, происхождению вещей и явлений. Задача родителей и педагогов это воспитание любознательности.

 

Многое зависит от того, как ребенок получает новые знания:

- В готовом виде, однообразные упражнения по закреплению новых знаний или ставится проблема, происходит поиск новых способов решений.

- Как помогаем раскрыть его способности, найти себя в этом мире.

 

Поэтому, очень важно:

  1. Побуждать и поддерживать интерес, развивать воображение индивидуально – дифференцированный подход, дозированная помощь, поощрение).
  2. Создание ситуации успеха, повышение самооценки.
  3. Познание нового через игру и игровые моменты.
  4. Организация досуга и разнообразных видов деятельности (профилактика скуки).

Путь на сайте