Как помочь ребенку сосредоточиться?
Родители часто сталкиваются с проблемой невнимательности детей при обучении в школе. Учебная деятельность требует от ребенка новых, высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием. Хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале учебного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Слушай учителя!». Для многих учеников такие призыва становятся привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одним требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.
Причины невнимательности.
Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.
- 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, выявляется задолго до поступления в школу. Ситуация школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами, психологами, поскольку, дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно – развивающей работе.
- 2.Хронические соматические заболевания, болезненный ребенок.
Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь плохое внимание.
- 3.Индивидуальные особенности нервной системы.
Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащиеся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.
- 4.Переутомление и перегрузка.
Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно учебный день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков…9 при этом не все из них дети посещают по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва успевает выучить домашние уроки. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
- 5.Возрастные ограничения в развитии внимания.
Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого – недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9 – 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития целенаправленного внимания ребенка.
- 6.Недостаточная мотивация выполнения деятельности.
Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравиться, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о детской невнимательности заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего – то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого для них. Нередко в роли малопривлекательных занятий выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних заданий, может достаточно долго сосредоточенно играть, смотреть телевизор… В этих случаях речь идет может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако, учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка. И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др.
Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия. Таким образом, повышения внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.
Упражнения на развитие внимания.
Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Когда родители просят собрать ягоды, искать грибы, выбрать нужные детали для мозаики…, тогда тренирую внимание. Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной организованной деятельности – процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания. Приведем некоторые из них.
- 1.Развитие концентрации внимания.
Так называемые корректурные пробы, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные символы, буквы, картинки в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна производиться ежедневно по минут в день в течение 2 -4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого – либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров…); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур, лабиринты…)
- 2.Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.
Упражнения, основанные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением, число предметов постепенно увеличивается.
- 3.Тренировка распределения внимания на несколько заданий.
Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременно выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание записи сказки…) По окончании упражнения через -10 минут, определяется эффективность выполнения каждого задания.
- 4.Развитие навыка переключения внимания.
Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередование правил вычеркивания букв.
Основное условие данных занятий – систематичность. Задания на развитие внимания можно предлагать детям в виде игры, соревнований. Проводить не только в строго отведенное время, но и во время прогулки… Самое главное в таких занятиях – заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.