Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Свободные места

10.03.2023 года 

 

 свободных мест нет

Поиск

Сайт разработан при поддержке КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Кафедра "Инженерная графика"; зав. кафедрой: к.т.н., доцент Сломинская Е.Н.

Как помочь ребенку сосредоточиться?

Родители часто сталкиваются с проблемой невнимательности детей при обучении в школе. Учебная деятельность требует от ребенка новых, высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием. Хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале учебного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Слушай учителя!». Для многих учеников такие призыва становятся привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одним требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

Причины невнимательности.

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

  1. 1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, выявляется задолго до поступления в школу. Ситуация школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами, психологами, поскольку, дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно – развивающей работе.

  1. 2.Хронические соматические заболевания, болезненный ребенок.

Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь плохое внимание.

  1. 3.Индивидуальные особенности нервной системы.

Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащиеся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

  1. 4.Переутомление и перегрузка.

Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно учебный день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков…9 при этом не все из них дети посещают по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва успевает выучить домашние уроки. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

  1. 5.Возрастные ограничения в развитии внимания.

Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого – недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9 – 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития целенаправленного внимания ребенка.

  1. 6.Недостаточная мотивация выполнения деятельности.

Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравиться, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о детской невнимательности заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего – то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого для них. Нередко в роли малопривлекательных занятий выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних заданий, может достаточно долго сосредоточенно играть, смотреть телевизор… В этих случаях речь идет может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако, учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка. И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др.

Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия. Таким образом, повышения внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

Упражнения на развитие внимания.

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Когда родители просят собрать ягоды, искать грибы, выбрать нужные детали для мозаики…, тогда тренирую внимание. Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной организованной деятельности – процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания. Приведем некоторые из них.

  1. 1.Развитие концентрации внимания.

Так называемые корректурные пробы, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные символы, буквы, картинки в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна производиться ежедневно по минут в день в течение 2 -4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого – либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров…); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур, лабиринты…)

  1. 2.Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Упражнения, основанные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением, число предметов постепенно увеличивается.

  1. 3.Тренировка распределения внимания на несколько заданий.

Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременно выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание записи сказки…) По окончании упражнения через -10 минут, определяется эффективность выполнения каждого задания.

  1. 4.Развитие навыка переключения внимания.

Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередование правил вычеркивания букв.

Основное условие данных занятий – систематичность. Задания на развитие внимания можно предлагать детям в виде игры, соревнований. Проводить не только в строго отведенное время, но и во время прогулки… Самое главное в таких занятиях – заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Путь на сайте