В современном мире технических достижений, где любую информацию можно получить в интернете, умение общаться становится все более ценным навыком. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, особенно, для развития детей, так как они определяют успешность взаимодействия с окружающими людьми и восприятие себя в обществе. Формирование коммуникативных навыков происходит в процессе развития ребенка.
О форсированности коммуникативной деятельности может говорить уровень развития коммуникативных навыков, который предполагает следующие умения: говорить, слушать, устанавливать взаимодействия, доводить свою мысль до собеседника. Отклонения в развитии сферы общения проявляются в стеснительности, тревожности, замкнутости. Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей называют коммуникативным барьером. Чтобы в дальнейшем ребенок смог раскрыть в себе коммуникативные возможности, необходимо к этому приложить определенные усилия.
Первую школу общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими ему людьми, в семье он усваивает азы нравственности, обогащает свой интеллект в данной сфере.
Однако, для полноценной социализации ребенка в обществе ему необходим опыт общения со сверстниками, младшими и старшими себя по возрасту детьми.
Важную значимость приобретает общение со сверстниками для тех детей, которые растут единственными в семье. Ведь даже самый маленький ребенок тянется к детям, так как это одна из его базовых потребностей. В общении со сверстниками ребенок получает богатейшую возможность приобретения опыта, созвучного его стремлениям и интересам.
С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей, сначала в обществе детей в детском саду, во дворе и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективах. Общение детей наполняется содержанием тогда, когда их объединяет общая, интересная, насыщенная событиями жизнь. Ребенку важно иметь внимательного собеседника, партнера в общении который его понимает, советует, разделяет его настроение и интересы.
И от того, как сложатся отношения ребенка в первом его коллективе – коллективе детей, какой опыт он приобретет, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Памятка для родителей по формированию
коммуникативных качеств детей:
*Будьте внимательнее к своему ребенку.
*Наблюдайте за взаимоотношениями своего ребенка с другими детьми:
ребенку становится недостаточно общения только в кругу семьи, родители не должны препятствовать тому, что малыш тянется к сверстникам.
*Посещайте вместе с детьми развивающие мероприятия, секции, кружки: именно там детей учат общаться дуг с другом.
*Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов, обсуждайте с ним прочитанное.
*Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, как себя нужно вести в обществе.
*Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его друзей, развивайте в ребенке навыки общения с другом детьми.
*Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия.
Не стремитесь, все время быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность в общении, его поступках и действиях, и тогда у него все сложится хорошо.